АНДЖОЛИНА БОЗИО (1830√1859)
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка кино фото развлечения рыболовство
образование
психология
разное
художественная культура
экономика




















































АНДЖОЛИНА БОЗИО (1830√1859)

музыка


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 912


ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

ЛУИДЖИ МАРКЕЗИ (1754√1829)
MIDI-секвенсор. Дискретная шкала времени
2 PAC
МАРИЯ МАКСАКОВА (1902√1974)
МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ (1933)
БОРИС ШТОКОЛОВ (1930√2005)
 

АНДЖОЛИНА БОЗИО (1830√1859)

Даже тридцати лет не прожила на свете Анджолина Бозио. Ее артистическая карьера продолжалась лишь тринадцать лет. Надо было обладать ярким талантом, чтобы оставить неизгладимый след в памяти людей в ту эпоху, столь щедрую на вокальные таланты! Среди почитk 939b19fj 2;телей итk 939b19fj 2;льянской певицы ≈ Серов, Чайковский, Одоевский, Некрасов, Чернышевский┘

Анджолина Бозио родилась 28 августа 1830 года в итk 939b19fj 2;льянском городе Турине, в семье актера. Уже в десятилетнем возрасте она начала обучаться пению в Милане, у Венчеслао Каттанео.

Дебют певицы состоялся в июле 1846 года в Королевском театре Милана, где она исполнила партию Лукреции в опере Верди "Двое Фоскари".

В отличие от многих современниц Бозио пользовалась за рубежами Италии популярностью даже большей, чем на родине. Неоднократные гастроли по странам Европы и выступления в США принесли ей всеобщее признание, поставили ее очень быстро в один ряд с лучшими артистками того времени.

Бозио пела в Вероне, Мадриде, Копенгагене, Нью-Йорке, Париже. Поклонники вокала тепло приветствовали артистку на сцене лондонского театра "Ковент-Гарден". Главное в ее искусстве ≈ искренняя музыкальность, благородство фразировки, тонкость тембровых красок, внутренний темперамент. Наверное, эти черты, а не сила голоса привлекли к ней повышенное внимание русских меломанов. Именно в России, которая стала для певицы второй родиной, снискала Бозио особенную любовь слушателей.



Бозио впервые приехала в Петербург в 1853 году, находясь уже в зенитk 939b19fj 7; славы. Дебютировав в Петербурге в 1855 году, она четыре сезона подряд пела на сцене Итальянской оперы и с каждым новым выступлением завоевывала все большее число поклонников. Репертуар певицы исключитk 939b19fj 7;льно широк, но центральное место в нем занимали творения Россини и Верди. Она первая Виолетта на русской сцене, пела партии Джильды, Леоноры, Луизы Миллер в операх Верди, Семирамиды в одноименной опере, Графини в опере "Граф Ори" и Розины в "Севильском цирюльнике" Россини, Церлины в "Дон Жуане" и Церлины в "Фра-Дьяволо", Эльвиры в "Пуритk 939b19fj 2;нах", Графини в "Графе Ори", леди Генриетты в "Марте".

По уровню вокального искусства, глубине проникновения в духовный мир образа, по высокой музыкальности Бозио принадлежала к величайшим певицам эпохи. Ее творческая индивидуальность раскрылась не сразу. Первоначально слушатели восхищались изумитk 939b19fj 7;льной техникой и голосом ≈ лирическим сопрано. Затем смогли оценить драгоценнейшее свойство ее таланта ≈ вдохновенный поэтический лиризм, проявившийся в лучшем ее создании ≈ Виолетте в "Травиате". Дебют в партии Джильды в опере "Риголетто" Верди был встречен одобритk 939b19fj 7;льно, но без особого восторга. Среди первых откликов в прессе характерно мнение Ростислава (Ф. Толстой) в "Северной пчеле": "Голос Бозио ≈ чистый сопрано, необычайно приятный, в особенности в средних звуках┘ верхний регистр чист, верен, хотя и не слишком силен, но одарен некоторою звучностью, не лишенною выразитk 939b19fj 7;льности". Однако уже вскоре обозреватель Раевский констатирует: "Первый дебют Бозио был успешный, но любимицею публики она стала после исполнения партии Леоноры в "Трубадуре", впервые представленного петербургской публике".

Ростислав также отмечал: "Она не захотела удивить или, вернее сказать, поразить публику с первого раза многотрудною вокализациею, необычайно эффектными или вычурными какими-либо пассажами. Напротив, для┘ своего дебюта она избрала скромную роль Джильды ("Риголетто"), в которой вокализация ее, в высшей степени замечательная, не могла выказаться вполне. Соблюдая постепенность, Бозио являлась попеременно в "Пуритk 939b19fj 2;нах", "Доне Паскуале", "Трубадуре", "Севильском цирюльнике" и "Северной звезде". От этой умышленной постепенности произошло замечательное крещендо в успехе Бозио┘ Сочувствие к ней росло и развивалось┘ с каждою новою партиею, сокровища таланта ее казались неистощимыми┘ После грациозной партии Норины┘ общественное мнение присудило новой нашей примадонне венец меццо-характерных партий┘ Но Бозио появилась в "Трубадуре", и дилетанты пришли в недоумение, слушая естественную, выразитk 939b19fj 7;льную ее декламацию. "Как же это┘ ≈ говорили они, ≈ мы полагали, что глубокий драматизм недоступен грациозной нашей примадонне".

Для описания того, что случилось 20 октября 1856 года, когда Анджолина впервые исполнила в "Травиате" партию Виолетты, трудно подобрать слова. Всеобщее безумство быстро перешло во всенародную любовь. Роль Виолетты стала высшим достижением Бозио. Восторженным отзывам не было конца. Особенно отмечалось изумитk 939b19fj 7;льное драматическое мастерство и проникновенность, с которым певица проводила заключитk 939b19fj 7;льную сцену.

"Слышали ли вы Бозио в "Травиате"? Если нет, то отправляйтесь непременно слушать, и в первый раз, как дадут эту оперу, потому что, как бы коротко вы ни были знакомы с талантом этой певицы, без "Травиаты" ваше знакомство будет поверхностно. Ни в одной опере богатые средства Бозио как певицы и драматической артистки не выражаются в таком блеске. Здесь симпатичность голоса, задушевность и грация пения, изящная и умная игра, словом, все, что составляет ту прелесть исполнения, посредством которого Бозио завладела безгранично и в последнее время почти безраздельно расположением петербургской публики, ≈ все нашло себе прекрасное применение в новой опере". "Только о Бозио в "Травиате" и толкуют теперь┘ Что за голос, что за пение. Лучше ее мы в настоящее время не знаем в Петербурге ничего".

Интересно, что именно Бозио вдохновила Тургенева на замечательный эпизод в романе "Накануне", где Инсаров и Елена присутствуют в Венеции на представлении "Травиаты": "Начался дуэт, лучший нумер оперы, в котором удалось композитору выразить все сожаления безумно растраченной молодости, последнюю борьбу отчаянной и бессильной любви. Увлеченная, подхваченная дуновением общего сочувствия, со слезами художнической радости и действитk 939b19fj 7;льного страдания на глазах, певица отдалась поднимавшейся волне, лицо ее преобразилось, и перед грозным призраком┘ смерти с таким, до неба достигающим, порывом моленья исторглись у ней слова: "Lasciami vivere┘ morire si giovane!" ("Дай мне жить┘ умереть такой молодой!"), что весь театр затрещал от бешеных рукоплесканий и восторженных кликов".



Лучшим сценическим образам ≈ Джильде, Виолетте, Леоноре и даже веселым героиням: образам ≈ ┘героиням ≈ Бозио придавала оттенок задумчивости, поэтической меланхолии. "В этом пении какой-то меланхолический оттенок. Это ряд звуков, которые льются вам прямо в душу, и мы совершенно согласны с одним из меломанов, который сказал, что когда слушаешь Бозио, то какое-то скорбное чувство невольно щемит сердце. Действитk 939b19fj 7;льно, такова была Бозио в партии Джильды. Что может, например, быть более воздушно-изящно, более проникнуто поэтическим колоритом той трели, которою Бозио окончила свою арию II акта и которая, начиная форте, мало-помалу слабеет и наконец замирает в воздушном пространстве. И каждый номер, каждая фраза Бозио запечатлены были теми же двумя качествами ≈ глубиною чувства и изяществом, качествами, которые составляют главный элемент ее исполнения┘ Изящная простота и задушевность ≈ вот к чему она преимущественно стремится". Восхищаясь виртуозным исполнением труднейших вокальных партий, критики указывали, что "в индивидуальности Бозио преобладает элемент чувства. Чувство составляет главную прелесть ее пения ≈ прелесть, доходящую до обаяния┘ Публика слушает это воздушное, неземное пение и боится проронить одну нотку".

Бозио создала целую галерею образов молодых девушек и женщин, несчастных и счастливых, страдающих и радующихся, умирающих, веселящихся, любящих и любимых. А.А. Гозенпуд отмечает: "Центральную тему творчества Бозио можно определить названием вокального цикла Шумана "Любовь и жизнь женщины". Она с равной силой передавала страх юной девушки перед неведомым чувством и упоение страсти, страдание измученного сердца и торжество любви. Как уже было сказано, самое глубокое воплощение эта тема получила в партии Виолетты. Исполнение Бозио было столь совершенным, что его не могли вытеснить из памяти современников даже такие артистки, как Патти. Одоевский и Чайковский высоко ценили Бозио. Если аристократического зритk 939b19fj 7;ля пленяли в ее искусстве изящество, блеск, виртуозность, техническое совершенство, то зритk 939b19fj 7;ль разночинный был увлечен проникновенностью, трепетностью, теплотой чувства и задушевностью исполнения. Бозио пользовалась огромной популярностью и любовью в демократической среде; она часто и охотно выступала в концертах, сбор с которых поступал в пользу "недостаточных" студентов".

Рецензенты дружно писали, что с каждым спектаклем пение Бозио становится совершеннее. "Голос очаровательной, симпатичной нашей певицы стал, кажется, сильнее, свежее"; или: "┘голос Бозио приобретал более и более силы, по мере того как успех ее упрочивался┘ голос ее стал звучнее".

Но ранней весной 1859 года она простудилась во время одной из гастрольных поездок. 9 апреля певица умерла от воспаления легких. Трагическая судьба Бозио вновь и вновь возникала перед творческим взором Осипа Мандельштама:

╚За несколько минут до начала агонии по Невскому прогремел пожарный обоз. Все отпрянули к квадратным запотевшим окнам, и Анджолину Бозио ≈ уроженку Пьемонта, дочь бедного странствующего комедианта ≈ basso comico ≈ предоставили на мгновение самой себе.

┘Воинственные фиоритуры петушиных пожарных рожков, как неслыханное брио безоговорочного побеждающего несчастья, ворвались в плохо проветренную спальню демидовского дома. Битюги с бочками, линейками и лестницами отгрохотали, и полымя факелов лизнуло зеркала. Но в потускневшем сознании умирающей певицы этот ворох горячечного казенного шума, эта бешеная скачка в бараньих тулупах и касках, эта охапка арестованных и увозимых под конвоем звуков обернулась призывом оркестровой увертюры. В ее маленьких некрасивых ушах явственно прозвучали последние такты увертюры к "Due Poscari", ее дебютной лондонской оперы┘

Она приподнялась и пропела то, что нужно, но не тем сладостным металлическим, гибким голосом, который сделал ей славу и который хвалили газеты, а грудным необработанным тембром пятнадцатилетней девочки-подростка, с неправильной неэкономной подачей звука, за которую ее так бранил профессор Каттанео.

"Прощай, ≈ моя Травиата, Розина, Церлина┘"╩

Смерть Бозио болью отозвалась в сердцах тысяч людей, горячо любивших певицу. "Сегодня я узнал о смерти Бозио и очень пожалел о ней, ≈ сообщал Тургенев в письме к Гончарову. ≈ Я видел ее в день ее последнего представления: она играла "Травиату"; не думала она тогда, разыгрывая умирающую, что ей скоро придется исполнить эту роль не в шутку. Прах и тлен, и ложь ≈ все земное".




В воспоминаниях революционера П. Кропоткина мы находим такие строки: "Когда заболела примадонна Бозио, тысячи людей, в особенности молодежи, простаивали до поздней ночи у дверей гостиницы, чтобы узнать о здоровье дивы. Она не была хороша собой, но казалась такой прекрасной, когда пела, что молодых людей, безумно в нее влюбленных, можно было считk 939b19fj 2;ть сотнями. Когда Бозио умерла, ей устроили такие похороны, каких Петербург до тех пор никогда не видел".

Судьба итk 939b19fj 2;льянской певицы запечатлелась и в строчках некрасовской сатиры "О погоде":

Самоедские нервы и кости

Стерпят всякую стужу, но вам,

Голосистые южные гости,

Хорошо ли у нас по зимам?

Вспомним ≈ Бозио,

Чванный Петрополь не жалел ничего для нее.

Но напрасно ты кутала в соболь

Соловьиное горло свое.

Дочь Италии! С русским морозом

Трудно ладить полуденным розам.

Перед силой его роковой

Ты поникла челом идеальным,

И лежишь ты в отчизне чужой

На кладбище пустом и печальном.

Позабыл тебя чуждый народ

В тот же день, как земле тебя сдали,

И давно там другая поет,

Где цветами тебя осыпали.

Там светло, там гудет контрабас,

Там по-прежнему громки литk 939b19fj 2;вры.

Да! на севере грустном у нас

Трудны деньги и дороги лавры!

12 апреля 1859 года Бозио хоронил, казалось, весь Петербург. "К выносу ее тела из дома Демидова в католическую церковь собралась толпа, в том числе множество студентов, признательных покойной за устройство концертов в пользу недостаточных слушателей университk 939b19fj 7;та", ≈ свидетельствует современник событий. Обер-полицмейстер Шувалов, опасаясь беспорядков, оцепил здание церкви полицейскими, что вызвало всеобщее возмущение. Но опасения оказались напрасными. Процессия в скорбном молчании направились к Католическому кладбищу на Выборгской стороне, близ Арсенала. На могиле певицы один из поклонников ее таланта, граф Орлов, в полном беспамятстве ползал по земле. На его средства позднее соорудили красивый памятник.