ИНТЕРВАЛЫ МАЖОРНОГО И МИНОРНОГО ЛАДОВ
создание документов онлайн
Документы и бланки онлайн

Обследовать

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка кино фото развлечения рыболовство
образование
психология
разное
художественная культура
экономика




















































ИНТЕРВАЛЫ МАЖОРНОГО И МИНОРНОГО ЛАДОВ

музыка


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 1108


дтхзйе дплхнеофщ

2 PAC
РЕДЖИНА МИНГОТТИ (1728–1807)
ИВАН ЕРШОВ (1867–1943)
ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ (1935)
Упражнения по развитию звука
ТИТО СКИПА (1889–1965)
ДЖУЗЕППЕ ДИ СТЕФАНО (1921)
ПИКАПЕРЫ
ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД (1917–1996)
 

ИНТЕРВАЛЫ МАЖОРНОГО И МИНОРНОГО ЛАДОВ

§ 60. Интервалы натурального мажора и натурального минора

На основных ступенях натуральных видов мажорного и минорного ладов встречаются только диатонические интервалы (к коим, как известно, принадлежат и обе разновидности тритона — ув. 4 и ум, 5), причем все они являются взаимообращающимися. Общее количество интервалов с одинаковой ступеневой величиной всегда соответствует количеству основных ступеней лада (7), так как на каждой из них можно построить любой из диатонических интервалов: приму, секунду, терцию, кварту и т.д.

Интервальный состав параллельных тональностей, взятых в натуральном виде, всегда одинаков, только ступени, на которых строятся те или иные интервалы, будут разными. Это ясно видно из приведенной ниже таблицы:

Наименования интервалов



Основные виды интервалов

На каких ступенях встречаются

Количество

интервалов

данного вида

в натуральном

мажоре

в натуральном

миноре

прима

чистая

на любой ступени

на любой ступени

7

секунда

малая

III, VII

II, V

2

— »—

большая

I, II, IV, V, VI

I, III, IV, VI, VII

5

терция

малая

II, III, VI, VII

I, II, IV, V

4

— »—

большая

I, IV, V

III, VI, VII

3

кварта

чистая

I, II, III, V, VI, VII

I, II, III. IV, V, VII

6

— »—

увеличенная (тритон)

IV

VI

1

квинта

уменьшенная (тритон)

VII

II

1

— »—

чистая

I, II, III, IV, V, VI

I, III, IV, V, VI, VII

6

секста

малая

III, VI, VII

I, II. V

3

—» —

большая

I, II, IV, V

III, IV, VI, VII

4

септима

малая

II, III, V, VI. VII

I, II, IV, V, VII

5

— »—

большая

I, IV

III, VI

2

октава

чистая

на любой ступени

на любой ступени

7

Знание ступеней лада, на которых строятся те или иные интервалы, разумеется, необходимо для более полного усвоения каждого из видов мажора и минора. Находить же тональности, в которых встречаются определенные интервалы, легче и удобнее по квинтовому кругу, руководствуясь при этом следующей системой. Например, нужно определить, в каких тональностях встречается большая секста ля — фа-диез. В этом случае прежде всего надо обратить внимание на то, что один из звуков интервала дан с диезом, следовательно, ни в одной бемольной тональности, а также в тональностях, не имеющих ключевых знаков альтерации, этот интервал встретиться не может. Таким образом, сразу отпадают 16 из 30 употребительных в музыке тональностей (напомним, что пока речь идет только о натуральных видах лада). Второй звук-ля — дан без знаков альтерации. Поскольку в диатоническом интервале не могут быть выставлены одновременно разнородные знаки альтерации (диез и бемоль), то следует обратить внимание на то, что у ноты ля нет диеза, который был бы пятым по счету. А это обстоятельство, в свою очередь, говорит о том, что уже в тональностях с пятью диезами (и более) данный интервал встретиться не может.

Следовательно, большую сексту ля — фа-диез мы можем найти только в мажорных и минорных тональностях, имеющих при ключе 1, 2, 3, 4 диеза. Конкретно это будут следующие тональности (в скобках указаны ступени, на которых встречается данный интервал):

соль мажор (II)

ми минор (IV)

ре мажор (V)

си минор (VII)

ля мажор (I)

фа-диез минор (III)

ми мажор (IV)

до-диез минор (VI)

Аналогичным образом следует подходить и к интервалам, вообще не имеющим знаков альтерации. Только в этом случае сначала надо определить, какой из звуков интервала первым появится со знаком альтерации (и каким именно), а далее действовать согласно описанному выше способу. Например, надо найти тональности, в которых встретится малая терция ми — соль. Если идти по квинтовому кругу в сторону диезов, то в этом интервале диез появился бы сначала у ноты соль (третий по счету). Но так как его нет, то, следовательно, уже в тональностях с тремя (и более) диезами малая терция ми — соль не встретится. Если же двигаться по квинтовому кругу в сторону бемолей, то сперва бемоль возник бы у ноты ми. Но так как он отсутствует, то, следовательно, данный интервал в тональностях с двумя (и более) бемолями быть не может. В итоге же получается, что малая терция ми — соль встречается в следующих восьми тональностях мажора и минора:

а) без ключевых знаков альтерации,

б) имеющих при ключе 1 и 2 диеза,

в) имеющих при ключе 1 бемоль.

После этого остается лишь конкретизировать наименования самих тональностей и порядковые номера ступеней, на которых строится искомый интервал.

Наличие разновидностей основных интервалов одного и того же наименования и их количество в данной тональности определяется весьма просто. В ладе имеется только семь основных ступеней, и на каждой из них может быть построен любой из диатонических интервалов, встречающихся в данной мажорной или минорной тональности. Следовательно, в ладе может быть 7 секунд, 7 терций, 7 кварт и т.д., но они могут иметь различную тоновую величину — в зависимости от того, на какой ступени будут строиться. Так, например, в натуральном мажоре и в натуральном миноре малая секунда встречается только дважды: в мажоре — на III и на VII ступенях, а в миноре — на II и V ступенях; значит, на остальных пяти (7 – 2 – 5) ступенях будут строиться большие секунды.



§ 61. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора

В гармоническом мажоре в связи с понижением на полтона VI ступени, а в гармоническом миноре — вследствие повышения на полтона VII ступени изменяется интервальная структура лада: целый ряд интервалов из-за альтерации указанных выше ступеней, непременно входящих в данный интервал в качестве его основания и вершины, приобретают новую тоновую величину, превращаясь при этом из больших в малые (и наоборот) или увеличенные, из чистых — в увеличенные и уменьшенные и т.д. Соответственно изменяется и количество в ладе интервалов того или иного вида. Наконец, возникают некоторые новые модификации интервалов, совершенно не свойственные натуральным видам мажора и минора, как, например, ув. 2 или ум. 4 и их обращения.

Нижеследующая таблица дает полную картину интервального состава гармонических видов мажора и минора:

Наименования интервалов

Основные виды интервалов

На каких ступенях встречаются

Количество интервалов данного вида

в гармоническом мажоре

в гармоническом миноре

прима

чистая

на любой ступени

на любой ступени

7

секунда

малая

III, V, VII

II, V, VII

3

— »—

большая

I, II, IV

I, III, IV

3

— »—

увеличенная

VI

VI

1

терция

малая

II, III, IV, VII

I, II, IV, VII

4

— »—

большая

I, V, VI

III, V, VI

3

кварта

уменьшенная

III

VII

1

— »—

чистая

I, II, V. VII

I, II, III, V

4

— »—

увеличенная

IV, VI

IV, VI

2

квинта

уменьшенная

II, VII

II, VII

2

— »—

чистая

I, III, IV, V

I, IV, V, VI

4

— »—

увеличенная

VI

III

1

секста

малая

I, III, VII,

I, V, VII

3

— »—

большая

II, IV, V, VI

II, III, IV, VI

4

септима

уменьшенная

VII

VII

1

— »—

малая

II, III, V,

II, IV, V

3

— »—

большая

I, IV, VI

I, III, VI

3



октава

чистая

на любой ступени

на любой ступени

7

Примечание: Здесь, как и в дальнейшем, повышение  ступени обозначается знаком , а понижение — знаком .

§ 62. Интервалы мелодического мажора и мелодического минора

Аналогичные изменения происходят и в интервальном составе мелодических видов мажора и минора в связи с понижением VI и VII ступеней в мелодическом мажоре или с повышением (на полтона) этих же ступеней в мелодическом миноре. При этом изменяются только те интервалы, которые содержат в своем составе альтерированные ступени мелодического мажора или минора. Наглядное представление об этом дает приводимая ниже таблица:

Наименования интервалов

Основные виды интервалов

На каких ступенях встречаются

Количество интервалов данного вида

в мелодическом мажоре

в мелодическом миноре

прима

чистая

на любой ступени

на любой ступени

7

секунда

малая

III, V

II, VII

2

— »—

большая

I, II, IV, VI, VII

I, III, IV, V, VI

5

терция

малая

II, III, IV, V

I, II, VI, VII

4

— »—

большая

I, VI, VII

III, IV, V

3

кварта

уменьшенная

III

VII

1

— »—

чистая

I, II IV, V

I, II, V, VI

4

— »—

увеличенная

VI

III

2

квинта

уменьшенная

II, III

VI, VII

2

— »—

чистая

I, IV, V, VII

I, II, IV, V

4

— »—

увеличенная

VI

III

1

секста

малая

I, II, III

V, VI, VII

3

— »—

большая

IV, V, VI, VII

I, II, III, IV

4

септима

малая

I, II, Ш, V, VII

II, IV, V, VI, VII

5

— »—

большая

IV, VI

I, III

2

октава



чистая

на любой ступени

на любой ступени

7

§ 63. Характерные интервалы

Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и гармонического минора (за исключением тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени мажорного лада или повышения на полтона VII ступени минорного лада. Их всего четыре:

ув. 2 и ее обращение — ум. 7,

ув. 5 и ее обращение — ум, 4.

По своей сути все характерные интервалы, встречающиеся только в гармонических видах мажорного и минорного ладов, являются хроматическими, чем, собственно, и определяется их х а-рактерность по сравнению с диатоническими интервалами мажора и минора* [Заметим, что гармонический мажор или минор нельзя считать «чистой* диатоникой. Не случайно поэтому в свое время проф. И. В. Способин очень метко называл такой вид лада полудиатоническим. Называют их также «условно-диатоннческими» ладами.] Отсюда и проистекает само название данной группы интервалов. Возникающая же дополнительно в гармоническом мажоре или миноре пара новых тритонов (ув. 4 и ее обращение — ум. 5) не может быть отнесена к характерным интервалам, ибо тритоны имеются и в натуральных видах мажорного и минорного ладов и, следовательно, не являются характерной особенностью гармонических мажора и минора.

Твердое знание ступеней гармонических мажора и минора, на которых строятся характерные интервалы, значительно облегчает их построение и нахождение в тональностях. Ниже приводятся две таблицы: одна из них включает только характерные интервалы; в другой приведены обе пары тритонов, встречающихся в гармонических видах лада (в скобках указаны ступени, на которых данный тритон встречается и в натуральном виде лада):

Характерные интервалы

Наименование интервалов

На каких ступенях встречаются

Количество интервалов данного вида

в гармоническом мажоре

в гармоническом миноре

ув. 2

ум. 7

ув. 5

ум. 4

VI

VII

VI

III

VI

VII

III

VII

1

1

1

1

Тритоны

Наименование интервалов

На каких ступенях встречаются

Количество интервалов данного вида

в гармоническом мажоре

в гармоническом миноре

ув. 4

ум. 5

(IV) VI

II (VII)

IV (VI)

(II) VII

2

2

§ 64. Акустическое разрешение диатонических интервалов

Как уже отмечалось выше (см. главу IV «Интервалы»), все гармонические интервалы различаются как диссонансы и консонансы; первые по своему фонизму всегда неустойчивы, вторые же представляют собой ту или иную степень устойчивости*.[Как и в § 33, речь здесь идет не о ладовой, а об акустической устойчивости и неустойчивости, о стремлении диссонансов к переходу в консонансы. В свою очередь, следует иметь в виду, что акустически устойчивые интервалы — консонансы — в условиях конкретной ладотональности могут оказаться и неустойчивыми и, в таком случае, будут стремиться к разрешению в ладовые устои.]

Подобно тому как в электричестве разноименные заряды (отрицательные — со знаком минус и положительные— со знаком плюс) всегда стремятся к соединению, так и любой отдельно взятый диссонанс требует своего акустического разрешения, то есть перевода в консонанс. На этом, собственно, в принципе и основана динамика музыкального развития в акустическом плане.

Известно, что акустическими диссонансами являются лишь секунды (большие и малые), септимы (большие и малые) и тритоны (увеличенная кварта и уменьшенная квинта).

Из двух составляющих интервал звуков в секундах диссонирующим (то есть требующим разрешения) при наиболее строгом голосоведении является нижний звук, верхний же считается свободным и разрешения не требует, поэтому при акустическом разрешении секунд верхний голос, как правило, остается на месте, а нижний (для обеспечения плавности перехода в консонанс разрешения) движется поступенно — на тон или полтона — вниз.

Таким образом, большая секунда может быть разрешена как в большую, так и в малую терцию, а малая секунда — только в малую терцию* [Иное разрешение малой секунды невозможно потому, что при движении нижнего голоса на диатонический полутон вниз будет звучать уменьшенная терция (энгармонически равная большой секунде), то есть тоже диссонирующий интервал, или же данный голос надо будет вести вниз (чтобы получить консонанс) сразу на полтора тона, что, естественно, нарушает плавность и поступенность перехода и в итоге так же не образует эффекта разрешения.]

174

                б.2    м.3 (б.3)               м.2        м.3

При акустическом разрешении септим, являющихся обращением секунд, диссонирующим, наоборот, будет верхний звук, а свободным от разрешения — нижний, само же разрешение производится аналогичным образом: верхний голос идет на тон или полтона вниз, а нижний стоит на месте. Таким образом, большую септиму можно разрешить только в большую сексту, а малую септиму — как в большую, так и в малую сексту:

175

                     б.7        б.6                м.6       б.6 (м.6)

Наряду с этим возможны и варианты более свободного разрешения, когда нижний звук секунды (и, естественно, верхний звук септимы) идет на секунду вниз, свободный же от разрешения тон переходит в любой звук, образующий консонанс со звуком разрешения:

176

                 м.2       ч.5            б.7        ч.5        б.7        б.3

Разрешение тритонов в консонирующие интервалы (большую или малую терцию, большую или малую сексту) производится посредством поступенного противоположного движения одновременно обоих голосов. Составляющие тритон звуки всегда имеют противоположно направленные тяготения и при разрешении могут сходиться или расходиться либо на полтона (то есть на малую секунду) каждый, либо один из них делает полутоновый шаг, а другой идет на целый тон (то есть на большую секунду).

Все увеличенные интервалы при разрешении стремятся к расширению (то есть переходу в больший интервал) и, наоборот, все уменьшенные — к сужению (то есть переходу в меньший интервал). Ввиду того что тритон может быть (по написанию) либо увеличенной квартой, либо уменьшенной квинтой, его разрешение производится в соответствии с его ступеневой величиной.

177

               ув.4    м.6      ув.4    б.6        ув.4     б.6      ум.5    м.3     ум.5     м.3     ум.5     б.3

§ 65. Ладовое разрешение диатонических интервалов

В условиях определенного лада и конкретной тональности все интервалы подразделяются на две категории: устойчивые и неустойчивые.

Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (то есть звуков тонического трезвучия), все же остальные интервалы (в том числе и консонансы), включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, в целом являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивый интервал.

Ладовым разрешением называется перевод неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно производится на основе существующих в ладе секундовых и отчасти кварто-квинтовых тяготений. Первые из них являются более универсальными, ибо все неустойчивые ступени находятся в секундовом соотношении с одной из устойчивых ступеней, при помощи же кварто-квинтовых тяготений могут разрешаться лишь неустойчивые интервалы, включающие в себя звуки доминанты (чаще всего) и субдоминанты (реже).

Техника ладового разрешения интервалов на основе секундовых тяготений такова:

1) Прежде всего надо определить тональности, в которых встречается данный интервал.

2) Если данный неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то при разрешении каждый из них должен плавно пойти по своему тяготению в ближайший (соседний) усточивый звук, в результате чего образуется устойчивый интервал, являющийся разрешением предыдущего неустойчивого интервала.

Одновременное движение обоих голосов может быть или параллельным, или противоположным, однако при этом следует избегать движения параллельными квинтами и октавами (или унисонами), которое не является образцом хорошего голосоведения и потому, как правило, неприемлемо:

178

          м. З  б. 3        м. З   м. З       м. З  ч. 5        ч. 5   м. З        б. 6   м. 6        б. 6  ч. 8

          б. 3  м. З        6. 3    ч. 1      ув. 4  м. 6        б. 2   x. 4       ч. 4     б. 6       ч. 4    ч. 4

        м. 6    б. 6      м. 6   ч. 8     ум. 5   б. 3     м. З    б. 3     м. З     ч. 1     м. 7   ч. 5

179                         можно            нельзя__________________________

При прочих равных условиях желательно, чтобы в интервале разрешения достаточно ясно проявлялось ладовое наклонение. Так, в нижеследующем примере первый вариант разрешения хотя и вполне правомерен, все же не дает четкого представления о ладовом наклонении, тогда как во втором варианте оно проступает, благодаря наличию тонической терции, совершенно определенно:

180

3) Если данный неустойчивый интервал содержит в себе лишь один неустойчивый звук, а другой будет являться устойчивым, то первый плавно перейдет (то есть разрешится) в ближайшую устойчивую ступень — в сторону своего тяготения, второй же останется на месте, что образует так называемое косвенное движение голосов:

l81 C-dur

При выборе различных вариантов разрешения тех или иных интервалов в условиях определенного лада и конкретной тональности надо, разумеется, учитывать также и некоторые дополнительные обстоятельства:

а) полутоновое тяготение всегда ощущается острее целотонового, и поэтому такое разрешение (если только оно возможно в данном случае) всегда будет более убедительным;

б) при одинаковых интервальных соотношениях между неустойчивым звуком и окружающими его устойчивыми ступенями лада предпочтительнее производить разрешение в наиболее устойчивый звук — тонику (если, разумеется, он не занят другим голосом, или если такое разрешение достаточно ярко выявляет ладовое наклонение);

в) некоторые интервалы, как, например, секунды на V и VII ступенях лада, не могут быть разрешены на основе только ладовых тяготений, так как секунда в приму не разрешается — нельзя неустойчивый звук вести к унисону с неподвижным соседним голосом, ибо при этом не слышится переход одного звука в другой. Для более полноценного разрешения этих секунд приходится прибегать к так называемому двойному разрешению, то есть к сочетанию сперва акустического, а затем — ладового разрешения интервалов:

182     нельзя               можно: акустич                нельзя               можно акустич.

                                                      ладовое                                                       ладовое

г) в равной мере не следует допускать непосредственного разрешения септимы в октаву, так как эти интервалы являются, соответственно, обращениями секунды и примы. Разрешение некоторых септим в тонику производится чаще всего опосредованным путем — через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям доминанты или субдоминанты:

183      плохо                              хорошо                               плохо              хорошо

                                   (D)   T                (S)    T                                (S) T

                              (S)      T              (D)    Т           (D)   Т             (D)    Т

4) Если секундовые тяготения имеют явно выраженное мелодическое происхождение, то кварто-квинтовые тяготения основаны, главным образом, на ладогармонических функциональных связях: это — тяготение основных звуков доминанты и (в несколько меньшей степени) субдоминанты непосредственно к тонике.

Пятая ступень лада (доминанта), являющаяся по своей природе устойчивым звуком, входящим в состав тонического трезвучия, будучи взятой вместе с какой-либо неустойчивой ступенью, тоже начинает звучать неустойчиво, ибо любой интервал, содержащий в себе хотя бы один неустойчивый звук, будет неустойчив в целом. Поскольку же ближайшее окружение V ступени образуют неустойчивые звуки, то разрешаться она может только скачком (на кварту вверх или квинту вниз) непосредственно в тонику (I ступень) — наиболее устойчивый из всех устойчивых звуков лада:

184

Субдоминанта (IV ступень лада) хотя и окружена с обеих сторон устойчивыми ступенями, однако сохраняет при этом свое функциональное подчинение тонике, на основании чего и может быть разрешена скачком непосредственно в тонику (I ступень):

185

Впрочем, разрешение на основе кварто-квинтовых тяготений гораздо более типично для доминанты, нежели для субдоминанты.

Разумеется, в творческой практике композиторов (особенно современных) встречаются и более свободные и разнообразные варианты разрешений интервалов, но они выходят за рамки учебного курса теории музыки и потому специально здесь не рассматриваются.