АККОРДЫ И СОЗВУЧИЯ
создание документов онлайн
Документы и бланки онлайн

Обследовать

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка кино фото развлечения рыболовство
образование
психология
разное
художественная культура
экономика


АККОРДЫ И СОЗВУЧИЯ

музыка


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 1190


дтхзйе дплхнеофщ

ГЕНРИЕТТА ЗОНТАГ (1806–1854)
Surround — объемный звук
ЛУИДЖИ ЛАБЛАШ (1794–1858)
ТАТЬЯНА ШМЫГА (1928)
ИВАН КОЗЛОВСКИЙ (1900–1993)
ПЛАСИДО ДОМИНГО (1941)
ЛИДИЯ РУСЛАНОВА (1900–1973)
КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО (1906–1984)
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ГРУППЫ MODERIX
Сущность наиболее важных звуковых эффектов
 

АККОРДЫ И СОЗВУЧИЯ

§ 66. Понятие о созвучиях и аккордах

В принципе любое одновременное сочетание двух или нескольких звуков образует созвучие. Однако двузвучные созвучия принято называть интервалами (см. главу V), созвучия же из трех и более звуков распадаются на две группы: аккорды и неаккордовые сочетания.

Аккордом называется созвучие, состоящее из трех и более звуков, расположенных по какому-либо определенному принципу. Чаще всего (особенно в классической, романтической и в целом ряде произведений современной музыки) это терцовый принцип, при котором звуки аккорда располагаются (или могут быть расположены) по терциям* [В музыкальной практике встречаются, кроме того, аккорды, имеющие не терцовую, а квартовую основу, а также аккорды с добавочными и заменными тонами, о чем подробнее специально будет сказано ниже.] Например:

186

В зависимости от количества звуков, образующих те или иные аккорды, последние, соответственно, подразделяются на определенные категории, из которых наиболее употребительными в музыкальной практике являются трезвучия, септаккорды и нонаккорды.



§ 67. Трезвучия, их виды и обозначения

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям (или допускающих терцовое расположение при соответствующих перемещениях образующих его тонов), называется трезвучием.

В зависимости от внутренней структуры (то есть тоновой величины самих терций и порядка их расположения в аккорде) различаются четыре вида трезвучий: большое (или мажорное), малое (или минорное), уменьшенное и увеличенное. Интервальная структура определяет как название, так и обозначение трезвучий:

187 большое(мажорное) малое(минорное)   уменьшенное           увеличенное

Большие и малые трезвучия представляют собой консонирующие сочетания. Все остальные аккорды (увеличенные и уменьшенные трезвучия, любые септаккорды, нонаккорды и т.д. ) являются диссонирующими созвучиями.

§ 68. Основной вид аккорда

Расположение всех звуков по терциям (большим или малым) всегда образует основной вид аккорда (в данном случае — трезвучия). За составляющими аккорд тонами (аккордовыми звуками) закрепляются определенные наименования, соответствующие их местоположению в аккорде. Так, нижний звук в основном виде является примой (или основным тоном), средний — терцией (терцовым тоном) и верхний — квинтой (квинтовым тоном) трезвучия, причем эти названия сохраняются в дальнейшем за данными звуками при любых их перестановках (перемещениях):

188 и т.д.

Независимо от расположения остальных звуков, в основных видах трезвучий (равно как и других аккордов) в нижнем (иначе — басовом) голосе всегда будет находиться основной тон (прима) аккорда, то есть тот звук, начиная от которого все остальные тоны могут быть расположены по терциям.

§ 69. Обращения трезвучий

Каждое трезвучие кроме своего основного вида имеет два обращения, первое из которых называется секстаккордом, а второе — квартсекстаккордом. Секстаккорд всегда строится на терцовом тоне, а квартсекстаккорд — на квинтовом тоне трезвучия. Обращения трезвучий образуются в результате перемещения нижнего звука аккорда на октаву вверх (остальные при этом остаются на месте):

189     основной вид        1-е обращение    2-е обращение

Примечание: Возможен и иной вариант, связанный с переносом верхнего звука на октаву вниз, но при этом обращения будут возникать в обратном порядке

При тесном* (Тесным называется такое расположение, когда между соседними звуками аккорда образуются интервалы не шире кварты.) расположении секстаккорда звуки его будут размещаться (снизу вверх) следующим образом: терцовый тон — квинтовый тон — основной тон (прима); в квартсекстаккорде: квинта—прима—терция. Интервальная структура в этом случае будет такова: в секстаккорде внизу находится терция, вверху — кварта, а в квартсекстаккорде внизу находится кварта, а вверху — терция, причем оба аккорда «укладываются» в диапазон сексты, образующейся между крайними звуками.

Отсюда же возникли названия и обозначения этих аккордов. Так, в секстаккорде определяющим в этом смысле является интервал сексты между нижним (басовым) голосом и примой аккорда (которая одновременно является верхним звуком), а в квартсекстаккорде--интервалы кварты (между басом и примой аккорда) и сексты (между басом и верхним звуком аккорда):

190

При широком* [Широким называется расположение, в котором между соседними голосами образуются интервалы больше кварты (квинта, секста и т. п. ).] расположении порядок размещения (снизу вверх) звуков аккорда может оказаться иным, однако в басу (то есть в нижнем голосе) в секстаккорде всегда будет находиться терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый тон:

191

Внутренняя интервальная структура, разумеется, будет меняться в соответствии с тем, от какого трезвучия образован данный секстаккорд или квартсекстаккорд:

192 большой (мажорный)| малый (минорный)| уменьшенный| увеличенный|

         б. 6(м. З+ч. 4)        м. 6   (б. 3+ч. 4);        ум. 6 (м. 3+ув. 4)       ув. 6 (б. 3 + ум. 4)

Изменяющаяся интервальная структура меняет и фонические свойства (колорит звучания) обращений по сравнению с основным видом трезвучий. Исключение составляет увеличенное трезвучие, обращения и основной вид которого вследствие энгармонического равенства входящих в него интервалов (б. 3 и ум. 4) звучат одинаково как друг с другом, так и с основным видом аккорда. Энгармоническое равенство увеличенного трезвучия и его обращений видно из следующего примера:

193

§ 70. Септаккорды

Созвучие, состоящее из четырех звуков, расположенных (или могущих быть расположенными) по терциям, называется септаккордом. Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной — большой или малой — терции.

В зависимости от внутренней структуры, которая определяется интервалом септимы, образующейся между крайними звуками, и трезвучием, лежащим в основе септаккордов, последние имеют семь разновидностей (ниже в скобках приводится их интервальная структура):

малый мажорный септаккорд (б. 3 + м. 3 + м. 3)

малый минорный септаккорд (м. 3 + б. 3 + м. 3)

малый септаккорд с уменьшенной квинтой (м. 3 + м. 3 + б. 3)

уменьшенный септаккорд (м. 3 + м. 3 + м. 3)

большой мажорный септаккорд (б. 3 + м. 3 + б. 3)

большой минорный септаккорд (м. 3 + б: 3 +. б. 3)

большой септаккорд с увеличенной квинтой (б. 3 + б. 3 + м. 3), этот вид нередко называют — не совсем точно — увеличенным септаккордом.

В басу в септаккорде всегда находится прима (1), то есть основной тон аккорда, а выше — все остальные звуки, которые при тесном расположении размещаются (снизу вверх) следующим образом: терция (3), квинта (5) и септима (7). Например:

194 малые септаккорды_________________________  уменьшенный септаккорд

           м. маж. 7 - акк.           м. мин. 7 - акк.        м. 7 - акк. с ум. 5     ум. 7 -  акк.

       большие септаккорды________________  увеличенный септаккорд

         б. маж. 7 - акк.                  б. мин. 7  -  акк.                       ув. 7 - акк.

§ 71   Обращения септаккордов

Всякий септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (обозначается цифрами 6/5, расположенными по вертикали), терцквартаккорд (4/3) и секундаккорд (2).

Соответствующие видам аккордов цифровые обозначения добавляются справа внизу к обозначению ступени или функции аккорда (например: D6/5, II4/3, Т2 и т.д. ).

Обращения септаккордов (как и трезвучий) возникают каждый раз в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх (остальные звуки при этом остаются на месте), начиная с основного вида аккорда:

195

                  D7              D6/5             D4/3              D2

Происхождение самих названий обращений септаккорда обусловлено соотношением между наиболее яркими и характерными для данной гармонии звуками, которыми являются бас (то есть тон, находящийся в нижнем голосе), септима и прима. Именно они при их элементарном расположении и определяют вид и наименование каждого из обращений:

196

              6/5              4/3              2

Так, в первом обращении между басом и септимой образуется интервал квинты, а между басом и примой, — интервал сексты. Отсюда и возникло название «квинтсекстаккорд».

Во втором обращении между басом и септимой образуется интервал терции, а между басом и примой — кварты, что и породило термин: «терцквартаккорд».

В третьем обращении в нижнем (басовом) голосе находится септима, а между ней и примой образуется интервал секунды, поэтому, данный вид называется секундаккордом* [Приведенные выше названия обращений септаккордов, по сути дела, являются сокращениями более длинных и «тяжеловесных» определений, полностью отражающих структуру каждого вида, которые выглядели бы (считая от баса) следующим образом: 1) (терц) квинтсекстаккорд, 2) терцкварт (секст) аккорд, 3) секунд (квартсекст) аккорд.]

Если в основных видах септаккордов все звуки бывают расположены только по терциям, то в обращениях обязательно появляется секунда (обращение септимы), местоположение которой в аккорде при элементарном расположении звуков может служить одним из ориентиров при определении аккорда на слух. Так, в квинтсекстаккорде секунда всегда находится вверху, в терцквартаккорде — в середине, а в секундаккорде — внизу (см. вышеприведенные примеры).

В целом же интервальная структура обращений септаккорда в тесном расположении всегда складывается (снизу вверх) следующим образом:

квинтсекстаккорд

— терция, терция, секунда

терцквартаккорд

— терция, секунда, терция

секундаккорд

— секунда, терция, терция

Разумеется, тоновая величина этих терций и секунд всегда находится в прямой зависимости от структуры основного вида соответствующего септаккорда.

Порядок следования (снизу вверх) тонов аккорда в обращениях при тесном расположении будет таким:

в квинтсекстаккорде

— терция, квинта, септима, прима

в терцквартаккорде

— квинта, септима, прима, терция

в секундаккорде

— септима, прима, терция, квинта

При широком или смешанном расположениях три верхних голоса могут быть расположены и по-иному, однако в любом случае в квинтсекстаккорде в басу всегда находится терцовый тон, в терцквартаккорде — квинтовый тон, а в секундаккорде — септима септаккорда:

197

В приводимом ниже примере встречаются различные септаккорды; в том числе некоторые из них в неполных видах — с пропущенными отдельными звуками (чаще всего терцией или квинтой). Так, в начале третьего такта звучит секундаккорд II ступени без квинты, в начале четвертого такта — квинтсекстаккорд III ступени без квинты, в начале пятого — терцквартаккорд VI ступени без терции и т.д.

198  Andantino con moto                                                     А. Бородин. Для берегов отчизны дальней

199  Avec une elegance grave et lente                                                                     К. Дебюсси. Сарабанда

Особое место среди других септаккордов занимает уменьшенный септаккорд (в гармонических видах мажора и минора он встречается на VII ступени лада) из-за энгармонического равенства основного вида и всех его обращений:

200

            ум. VII7     =    ум. VII6/5  =  ум. VII4/3  =   ум. VII2

Аналогичное явление наблюдалось  и   при  обращениях  увеличенного трезвучия (см. § 69).

§ 72. Нонаккорды

Созвучие, состоящее из пяти звуков, расположенных (иди могущих быть расположенными) по терциям, называется нонаккордом.

Нонаккорд образуется в результате прибавления к септаккорду сверху еще одной терции (большой или малой); при этом между основным тоном и верхним звуком возникает, соответственно, интервал большой или малой ноны, который и дает наименование всему аккорду в целом. Обозначается нонаккорд цифрой 9, выставляемой внизу справа от обозначения ступени или функции аккорда (например: D9).

В зависимости от внутренней интервальной структуры (которая обозначается в скобках) образуются двенадцать разновидностей нонаккордов:

большой мажорный нонаккорд с большой септимой (б. 3 + м. 3 + +б. 3 + м. 3), то есть б.5/3 + м. 5/3

большой мажорный нонаккорд с малой септимой (б. 3 + м. 3 + +м. З + б. 3), то есть б. 5/3 + ум.5/3

малый мажорный нонаккорд с малой септимой (б. 3 + м. 3 + +м. 3 + м. 3), то есть б.5/3 + ум. 5/3.

большой минорный нонаккорд с большой септимой (м.З + б. 3 + +б. 3 + м. 3), то есть м.5/3 + б. 5/3

большой минорный нонаккорд с малой септимой (м.З + б. 3 + +м. 34-6. 3), то есть м.5/3 +м. 5/3

малый минорный нонаккорд с малой септимой (м.З + б. 3 + ч-м. 3 + м. 3), то есть м.5/3 + ум. 5/3

большой нонаккорд с уменьшенной квинтой (м. 3+м. З + б. 3+ +б. 3), то есть ум. 5/3 + ув. 5/3

малый нонаккорд с уменьшенной квинтой (м. 3+м. З + б. 3 + +м. 3), то есть ум. 5/3 + б. 5/3

малый нонаккорд с ум. 7 (м. 3 + м. 3 + м. З + б. 3), то есть ум. 5/3 + м. 5/3

большой нонаккорд с ув. 5 (б.З + б.З+м.З+м.З), то есть ув. 5/3 + ум. 5/3

увеличенный нонаккорд с ув.5 (б.З + б.З + м.З + б.З), то есть ув. 5/3 + м. 5/3

увеличенный нонаккорд с ч.5 (б.З+м.З+б.З + б.З), то есть б. 5/3 + ув.5/3

201

           б. маж. 9 - акк. с б. 7    б. маж. 9 - акк. с м. 7     м. маж. 9 - акк. с б. 7

минорные нонаккорды

         б. 9 - акк. с ум. 5         м. 9 - акк. с ум. 5          м. 9 - акк. с ум. 7

нонаккорды с уменьшенной квинтой

           б. 9 - акк. с ум. 5        м. 9 - акк. с ум. 5         м. 9 - акк. с ум. 7

нонаккорды с увеличенной квинтой и увеличенной ноной

         б. 9 - акк. с ув. 5            ув. 9 - акк. с ув. 5        ув. 9 - акк. с ч. 5

Как и у любого другого аккорда, у нонаккордов тоже есть свои обращения (их всего четыре), которые, правда, довольно редко применяются в творческой практике композиторов. Однако в произведениях некоторых композиторов (например, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси) нонаккорды используются весьма широко и не только в основном виде, но и в обращениях. Тем не менее до сих пор обращения нонаккордов не получили общепринятых наименований и обозначений. В целях восполнения этого пробела ниже предлагаются следующие наименования и система их обозначений:

первое обращение нонаккорда, строящееся на терцовом тоне, называется терционаккордом и обозначается дробным выражением 9/3;

второе обращение, строящееся на квинтовом тоне, называется квинтнонаккордом и обозначается дробным выражением 9/5;

третье обращение, строящееся на септиме аккорда, называется септнонаккордом и обозначается дробным выражением 9/7;

четвертое обращение, строящееся на звуке ноны, называется ноннбнаккордом и обозначается дробным выражением 9/9

При использовании обращений нонаккорда необходимо иметь в виду, что для более полноценного звучания нона и основной тон должны находиться в разных октавах и не могут отстоять друг от друга на интервал секунды. Расположение остальных звуков может быть свободным, однако желательно избегать при этом секундовых сопряжений между аккордовыми тонами. Например:

202

            б. (м.) 9/3      б. (м.) 9/5    б. (м.) 9/7    б. (м.) 9/9

§ 73. Ундецимаккорды и терцдецимаккорды

По мере дальнейшего «наращивания» терций возникают более сложные многослойные аккорды, постепенно утрачивающие четкость своих фонических свойств и ладофункциональных признаков и, по сути дела, представляющие собой полигармонические и полифункциональные сочетания.

Так, если к нонаккорду прибавить сверху еще одну малую или большую терцию, то получится шестизвучная гармония, именуемая ундецимаккордом (по названию интервала, образующегося между крайними звуками):

203

Как видно из приведенного выше примера, внутренняя их структура тоже может меняться в частностях, неизменным остается лишь принцип построения по малым и большим терциям и интервал ундецимы (чистой или, реже, увеличенной) между крайними звуками. Обозначается ундецимаккорд цифрой 11, которая ставится внизу справа от обозначения ступени или функции аккорда. Впрочем, ундецимаккорд довольно редко, но встречается в музыке как самостоятельная гармония, и если используется, то только в основном виде:

204  Andante cantabile                                 С. Рахманинов. Музыкальный момент op. 16, № 3

                                                                                        IV11

Прибавление к ундецимаккорду сверху еще одной терции обра зует еще более сложную — семизвучную — гармонию, которая называется терцдецимаккордом (обозначается цифрой 13):

205

Название этого звукового комплекса определяется интервалом терцдецимы, возникающим между крайними звуками.

Однако тот факт, что в терцдецимаккорде содержатся все семь диатонических ступеней лада, практически «размывает» гармонию как таковую, с одной стороны уменьшая яркость и характерность ее звучания, а с другой — делая менее острыми и определенными заключенные в ней ладовые тяготения, притупляя их и тем самым затушевывая функциональное значение аккорда.

Скорее всего, именно это обстоятельство и обусловило весьма ограниченное применение терцдецимаккордов в музыкальной практике, которые если и используются, то скорее в качестве полифункциональных созвучий, а не как самостоятельная гармония.

По сути дела, терцдецимаккорд представляет собой сочетание двух слитно расположенных септаккордов.

206     и т.д.

Известно, что существует семь разных видов септаккордов, следовательно, используя их в разнообразных комбинациях, можно получить свыше тридцати различных по звучанию вариантов терцдецимаккордов (разумеется, без повторений — в иной записи — энгармонически равных звуков):

207

208  [Andante assai] Росо rit.                                                                      С. Прокофьев. Соната № 4, ч. II

                                      б.13

§ 74. Аккорды с квартовой структурой

Помимо привычных аккордов, строящихся по малым и большим терциям, изредка встречаются менее  обычные аккорды, имеющие квартовую структуру. К ним относятся трехзвучный септаккорд четырехзвучный децимаккорд.

Квартовый септаккорд состоит из трех звуков, расположенных по квартам. При этом между крайними звуками образуется интервал септимы, которая и дает название аккорду в целом.

Квартовые септаккорды могут быть малыми и большими: малый строится по чистым квартам (в нем между нижним и верхним звуками будет интервал малой септимы), а большой состоит из чистой кварты и увеличенной кварты  (между крайними звуками образуется интервал большой септимы). Обозначаются они цифрами 7/4, выставляемыми внизу справа от обозначения ступени или функции аккорда. Итак, возможны следующие варианты квартовых септаккордов:

209

             м. 7/4            б. 7/4            б. 7/4

Малый квартовый септаккорд в основном виде иногда встречается и в народной музыке в качестве своеобразной диссонирующей диатонической гармонии (о его разрешении, как и других септаккордов, будет сказано ниже). При обращениях квартового септаккорда (их, как и у трезвучий, будет только два) возникают кварто-квинтовые созвучия, которые в ряде национальных музыкальных культур (например, в грузинской) имеют самостоятельное значение и находят весьма широкое применение как в народной, так и в профессиональной музыке.

В своем основном виде эта гармония сокращенно называется квартсептаккордом:

210  Dans la sonorite du debut                                                        К. Дебюсси. Затонувший собор

Обращения квартового септаккорда (их цифровые обозначения указаны ниже в скобках) будут называться следующим образом:

первое обращение — квартквинтаккорд (5/4), строится на кварте;

второе обращение — секундквинтаккорд (5/2), строится   на  септиме.

211

              м. 7/4             м. 5/4              м. 5/4

Если к квартовому септаккорду прибавить еще одну кварту сверху, то получится четырехзвучный аккорд с квартовой структурой, называемый квартдецимаккордом — по интервалу, образуемому между крайними звуками (обозначается цифрами 10/4). Квартдецимаккорды тоже бывают малыми и большими — в зависимости от тоновой величины децимы. Малые квартдецимаккорды строятся только по чистым квартам, большие же имеют в своем составе одну увеличенную кварту (тритон) и две чистых кварты (в любом чередовании):

212     малый децимаккорд         большие децимаккорды

    II10/4 (C-dur), S10/4 (a-moll)         D10/4 (G-dur)    T10/4 (D-dur) S10/4 (A-dur)

VI10/4 (F-dur), t10/4 (d-moll)

    III10/4 (B-dur), d10/4 (g-moll)     VIIН10/4 (e-moll) III10/4 (h-moll) VI10/4 (fis-moll)

VII10 (Es-dur), II10/4 (c-moll)

Если вместо увеличенной кварты взять уменьшенную кварту, то получится уменьшенный квартдецимаккорд, так как между крайними звуками образуется интервал уменьшенной децимы. Однако вследствие ее энгармонического равенства с большой ноной звучание данного комплекса в целом будет восприниматься на слух как большой нонаккорд со смешанной кварто-терцовой интервальной структурой (уменьшенная кварта, как известно, энгармонически равна большой терции):

213      уменьшенные децимаккорды

ум. VII10/4 (Es-dur) ум. VII10/4 (Es-dur) ум. VII10/4 (es-moll)

ум. II10/4 ум. IV410/4 ум. II410/4

Примечание: В приведенном примере второй аккорд по звучанию энгармонически равен секундаккорду малого минорного септаккорда.

В современной музыке аккорды с квартовой структурой встречаются, довольно часто как в основном виде, так и в обращениях, Например:

214  Tendrement                                                                                                       Д. Мийо. Романс

                                                                                  m.g. (10/4)

215  [Moderato]                                                                                С. Вольфензон. В Древней Руси

216  Lento                                                                                          Г. М. Вагнер. Балет «После бала»

§ 75. Ладовое положение и разрешение аккордов

Консонирующие аккорды, которыми являются большие и малые трезвучия и их обращения, будучи взятыми изолированно (то есть вне какой-либо конкретной тональности), не имеют определенного функционального значения и поэтому не требуют никакого разрешения: в акустическом отношении они звучат устойчиво в силу своей консонантности.

Все остальные аккорды, в целом представляющие собой различные диссонирующие комплексы (уменьшенные и увеличенные трезвучия с обращениями, септаккорды с обращениями и т.д. ), оказываются неустойчивыми и поэтому всегда требуют, своего разрешения, то есть перевода в устойчивое созвучие (аккорд). В условиях семиступенного мажорного или минорного лада и конкретной тональности таким устоем, как известно, является только тоническое трезвучие.

На каждой из ступеней мажора или минора могут быть построены любые виды аккордов — трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д., но их функциональное значение и внутреннее строение будут зависеть, от самого лада и его структуры. Следовательно, в условиях семиступенной диатоники в мажоре или миноре какого-либо определенного вида могут иметь место семь трезвучий, семь септаккордов, семь нонаккордов (и т.д. ), различных по своему местоположению, ладовой функции и интервальной структуре.

§ 76. Главные и побочные трезвучия лада

Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.

Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.

Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:

217 до мажор   группа аккордов субдоминанты  группа аккордов доминанты

Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.

Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.

На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:

218

                VI               I T               III

Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.

Таблица трезвучий мажорного лада

Виды трезвучий

На каких ступенях строятся

в натуральном мажоре

в гармоническом мажоре

в мелодическом мажоре

б. 5/3

I(Т), IV(S), V(D)

I(Т), V(D)

I(Т), VII

м. 5/3

II, III, VI

III, IV (sг)

IV(s), V (d)

ум. 5/3

VII

II, VII

II, III

ув. 5/3

нет

VI

VI

Таблица трезвучий минорного лада

Виды трезвучий

На каких ступенях строятся

в натуральном миноре

в гармоническом миноре

в мелодическом миноре

б. 5/3

III, VI, VII

V, VI(Dг)

IV(Sм),   V (Dг)

м. 5/3

I(t), IV(s), V(d)

I(t), IV(s)

I(t),    IIм

ум. 5/3

II

II, VII

VI,   VII

ув. 5/3

нет

IIIг

IIIм

§ 77. Разрешение неустойчивых трезвучий

Разрешение неустойчивых трезвучий лада и их обращений в тонику при кварто-квинтовом и терцовом соотношениях этих аккордов производится следующим образом: неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения, а устойчивые остаются на месте в том же голосе. Например:

      219

       Ш      Т6     Ш6  T6/4  III6/4   Т      VI    T6/4   V6      Т   VI6/4  Т6

При секундовом соотношении трезвучий (II—I и VII—I) все три голоса иногда могут тяготеть в одну сторону (как, например, II—I). Однако движение всех голосов в одном направлении нежелательно, поскольку нередко оно приводит к запрещенному в школьной практике параллелизму квинт. Поэтому надо либо взять данное неустойчивое трезвучие в обращении (в виде секстаккорда или квартсекстаккорда), где вместо параллельных квинт образуются параллельные кварты, либо один из звуков (в данном случае обычно квинту II ступени) вести не по секундовому тяготению вниз, а непосредственно в приму тоники ходом на терцию вверх:

220

     

Возникающий при этом восходящий ход на терцию (от VI к I ступени лада) чаще всего заполняют проходящим поступенным движением (через VII ступень), в результате чего после трезвучия II ступени реально возникает (в роли вспомогательной гармонии) секстаккорд VII ступени, который затем и разрешается в тонику:

221

                 II     (VII 6) T                        II    (VII 6)  T6

В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.

§ 78. Септаккорды лада

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Виды септаккордов

На каких ступенях строятся

в натуральном мажоре

в гармоническом мажоре

в мелодическом мажоре

б. маж. 7-акк.

I. IV

I

нет

м. маж. 7-акк.

V

V

I, VII^

б. мин. 7-акк.

нет

IV

IV

м. мин. 7 акк.

II, III, VI

III



V

м. 7-акк. с ум. 5

VII

II

II, III

ум. 7-акк.

нет

VIIг

нет

ув. 7-акк.

нет

VI

VI

Таблица септаккордов минорного лада

Виды септаккордов

На каких ступенях строятся

в натуральном миноре

в гармоническом миноре

в мелодическом миноре

б. маж. 7-акк.

III, VI

VI

нет

м. маж. 7-акк.

VII

Vг

IVм, Vг

б. мин. 7-акк.

нет

Iг

Iг

м. мин. 7-акк.

I, IV, V

IV

IIм

м. 7-акк. с ум. 5

II

II

VI, VII

ум. 7-акк.

нет

VII

нет

ув. 7-акк.

нет

IIIг

IIIг

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних  и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).

222   до мажор (нат.) до минор (гарм.)  до мажор (гарм.) до минор (гарм.)

D7                                      D7                   ум. VII7                   ум. VII7

Наиболее ярким выразителем диссонирующей гармонии субдоминантовой группы является септаккорд II ступени, который по структуре — в зависимости от ладового наклонения и его разновидности — может быть либо малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре), либо малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в гармоническом и мелодическом мажоре и натуральном и гармоническом миноре). Полное его обозначение таково — II7 или II7г.

223  до мажор (нат.)  | до мажор (гарм., мелодич.)| до минор (нат., гарм.)| до минор (мелодич.)|

            II7                                      II7(г)                       II7                        II7 (м)

Септаккорды остальных ступеней (I, III, IV и VI) используются значительно реже и называются побочными септаккордами. В силу известных свойств ладофункциональной переменности побочные септаккорды гораздо менее ярко и определенно выражают функцию своей ступени; тем не менее они находят себе достаточное применение в качестве диатонических аккордовых средств как в секвенциях (прежде всего), так и вне их — в различных гармонических оборотах диатоники. Побочные септаккорды обозначаются римскими цифрами, указывающими порядковый номер ступени, и арабской цифровкой, соответствующей виду аккорда:

224  до мажор

        I6/5 (T6/5)    III4/3           IV7             VI2

§ 79. Разрешение септаккордов

Все септаккорды являются диссонирующими созвучиями, требующими акустического разрешения. Кроме того, любой септаккорд неустойчив и в ладовом отношении, так как содержит в себе хотя бы один неустойчивый звук. Следовательно, всякий септаккорд является бифункциональным созвучием (то есть содержит в себе звуки двух разных функций) и может быть разрешен в любое консонирующее трезвучие, кроме тех двух, из которых он образован.

Так, например, доминантсептаккорд включает в себя три звука доминанты и один звук субдоминанты, а разрешается в тоническое трезвучие; септаккорд второй ступени состоит из трех звуков субдоминантовой гармонии и одного тонического, а разрешается в трезвучие доминанты; тонический септаккорд, образованный из трех звуков тоники и одного доминантового, разрешается в трезвучие субдоминанты (IV ступени) и т.д. Например, в до мажоре:

225

              D7 (V7)       II7           I7 (T7)     III7          IV7                VI7          VII7

Разумеется, наряду с диссонантностью звучания, бифункциональность септаккордов еще более усиливает их напряженность и тяготение к разрешению в соответствующее трезвучие.

Существуют два принципиально различных способа разрешения септаккордов: автентическое и плагальное. Для автентического характерно ведение септимы на ступень вниз, а при плагальном разрешении септима остается на месте.

В конечном итоге любой септаккорд может быть разрешен тем или иным способом, однако более ярко выраженная функциональная принадлежность септаккордов в условиях конкретного лада и тональности определяет один из этих способов как основной для данного септаккорда, и прежде всего это относится к септаккордам V, VII и II ступеней, являющимся главными представителями диссонирующих гармоний, которые выражают, соответственно, доминантовую или субдоминантовую функцию.

а) Разрешение септаккорда V ступени (D7).

Основным способом разрешения доминантсептаккорда является автентическое разрешение.

Доминантсептаккорд (D7) содержит в себе два диссонирующих интервала — малую септиму и тритон (ум. 5), ладовое положение и направленность тяготений которых (как, впрочем, и всех звуков доминантсептаккорда) приводит к естественному, то есть наиболее ясному и простому разрешению их в звуки тоники со следующим голосоведением: квинта и септима D7 идут на ступень вниз соответственно в приму и терцию тоники, терция D7 — на ступень вверх в приму тоники, а основной тон движется скачком на кварту вверх (или квинту вниз) также в приму тоники. Таким образом, основной вид полного доминантсептаккорда разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенной примой:

226

                 D7                                 T(-5)

Впрочем, при ином расположении звуков (терцовый тон D7 в таком случае должен быть взят непременно в одном из средних голосов и находиться с басом в разных октавах) возможно и более свободное разрешение полного доминантсептаккорда— в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой. Терция D7 при этом идет не на полтона вверх (то есть, как обычно, в приму тоники), а против своего тяготения — на большую терцию вниз — в квинту тоники:

227

                D7     T(-5)             D7     T

Доминантсептаккорд может быть также взят и в неполном виде— как правило, без квинты, пропуск которой в фоническом отношении мало отражается на его звучании в целом. В таком случае вместо недостающей квинты в одном из трех верхних голосов удваивается основной тон доминантсептаккорда. В итоге неполный доминантсептаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие, при этом удвоение примы D7 в качестве общего тона остается на месте, а остальные звуки разрешаются как обычно. Например:

228

                 D7(-5) T           D7(-5) T            D7(-5) T

Обращения доминантсептаккорда разрешаются в соответствующие виды тоники на тех же основаниях, что и основной вид D7 с той лишь разницей, что прима доминантсептаккорда, находящаяся в обращениях не в басу, а в одном из трех верхних голсов, при разрешении в тонический аккорд остается на месте как общий звук. Таким образом:

D6/5  разрешается в полное Т5/8  с удвоенной примой,

D4/3     — »—           — »—   T6/5        — »—     — »—,

а D2     — »—       в Т6 (тонический секстаккорд) с удвоенной примой

229

              D6/5     T           D4/3     T           D2         T6

б) Разрешение вводного септаккорда (VII7)

Другой септаккорд доминантовой функции — вводный — может быть двух видов: малым (с малой септимой) и уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (по структуре он представляет собой малый септаккорд с уменьшенной квинтой) встречается на VII ступени в натуральном мажоре и мелодическом миноре, а уменьшенный вводный септаккорд встречается только в гармонических видах мажора и минора.

Оба вида вводного септаккорда одинаково разрешаются автентическим способом в полное  тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном следующим образом:   прима   и  терция  вводного септаккорда идут на ступень вверх соответственно в приму и терцию тоники, а квинта и септима вводного септаккорда движутся на ступень вниз соответственно в терцию и квинту тоники. Например:

230

              VII7      T        ум.VП7          ум.VП7  t

Удвоение терцового тона в тоническом трезвучии при разрешении вводного септаккорда делается с целью избежать движения параллельными квинтами. Однако при ином — более широком — расположении образующих его звуков вводный септаккорд может быть разрешен в тонику и без удвоения терции, а с удвоенной примой, но для этого необходимо, чтобы терция вводного септаккорда находилась выше септимы. В таком случае голоса будут двигаться так: прима вводного септаккорда пойдет на ступень вверх, а три остальные звука — на ступень вниз (тесно расположенными параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Например:

231

      (ум.) VП7  T

Обращения вводного септаккорда (как малого, так и уменьшенного) разрешаются в соответствующие виды тоники с тем же голосоведением, что и основной вид. Таким образом, (ум.) VII6/5 разрешается в Т6 (в данном случае — с непременным удвоением терции), (ум.) VII4/3 — тоже в Тб (чаще с удвоением терции, но иногда удваивается и основной тон) и (ум.) VII6/5 — в Т6 (с удвоением терции или —реже—примы). В отдельных случаях  (как исключение) может быть допущено также и разрешение (ум.) VII6/5 в T6 с удвоением не терции, а квинты:

232

          VII6/5 T6        VII6/5 T6       VII4/3 T6           VII4/3 T6   VII2  T6/4   VII2   T6/4

При этом следует иметь в виду и энгармонические свойства уменьшенного септаккорда. Подобно тому как увеличенное трезвучие и его обращения всегда энгармонически равны между собой (см. стр. 144), обращения уменьшенного септаккорда также окапываются энгармонически равными друг другу и основному виду аккорда. Это происходит в результате энгармонического равенства интервалов увеличенной секунды (образующейся при обращении уменьшенной септимы) и малой терции, из которых строятся уменьшенный септаккорд и его обращения. Данное обстоятельство особенно важно потому, что дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей. Например:

233 до мажор                 ля мажор          фа-диез мажор       ми-бемоль мажор

        до минор                 ля минор           фа-диез минор        ми-бемоль минор

           ум. VП7               ум. VП6/5              ум. VП4/3             ум. VП2

Отмеченные выше свойства уменьшенного септаккорда широко используются в музыкальной практике при совершении так называемых энгармонических (или, иначе, внезапных) модуляций (см. главу XI).

в) Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда

Помимо непосредственного разрешения в тонику (и ее обращения) различные виды вводного септаккорда могут  переходить в нее через доминантсептаккорд и его обращения. Такой способ называется внутрифункциональным разрешением. Для этого надо септиму вводного септаккорда повести на ступень вниз — в приму доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте. В результате образуется один из видов доминантсептаккорда (обязательно — следующий по порядку), который затем и разрешается по известным уже правилам в соответствующий тонический  аккорд:

(ум.) VII7    — D6/5 — (T)

(ум.) VII6/5 — D4/3 — (T)

(ум.) VII 4/3 — D2 — (T6)

(ум.) VII2     — D7 — (T).

234

           (ум.)VII7    D6/5   (T)  (ум.)VII6/5 D4/3  (T)    (ум.)VII 4/3 D2    (T6)  (ум.)VII2    D7       T

Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда проясняет и, тем самым, обостряет тяготение к тонике, способствует уточнению восприятия при определении на слух функции и вида аккорда, особенно если он — уменьшенный септаккорд (все виды которого энгармонически равны между собой) и взят изолированно.

г) Разрешение септаккорда второй ступени (II7)

Главная диссонирующая гармония субдоминантовой функции— септаккорд II ступени*[В отличие от трезвучия и септаккорда IV ступени септаккорд II ступени содержит в своем составе больше неустойчивых звуков (а в гармоническом виде мажора и в миноре еще и диссонирующий интервал — тритон) и поэтому ярче выражает функцию субдоминанты.] — по структуре может быть двух видов: малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре) и малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в натуральном и гармоническом миноре и в гармоническом и мелодическом видах мажора).

Септаккорд II ступени как субдоминантовая гармония разрешается непосредственно в тонику и ее обращения плагальным способом, то есть с оставлением септимы на месте в качестве общего тона между обоими аккордами. Остальные звуки II7 движутся поступенно в ближайшие звуки тоники согласно ладовым тяготениям входящих в него ступеней. При этом, однако, надо следить за тем, чтобы не получилось движения голосов параллельными квинтами. Например, прима II7, если она находится в басу, идет на ступень вверх — в терцию тоники, а в обращениях (когда она помещается в верхних голосах) прима может идти не только вверх, но и вниз на ступень — в приму тоники или же (чтобы избежать нежелательного движения к унисону с соседним голосом) двигаться скачком на кварту вверх — в квинту тоники. Терция II7 также может разрешаться двояким (в зависимости от конкретных условий) образом: либо (как правило) ходом на ступень вниз — в терцию тоники, либо ходом на ступень вверх — в квинту тоники. Однако, находясь в басу, она может также делать плагальный скачок на кварту вниз к приме тоники. Квинта же II7, как правило, всегда идет на ступень вниз — в квинту тоники. Тем не менее иногда (находясь в одном из крайних голосов) она может двигаться скачком непосредственно в приму тоники.

Итак, септаккорд II ступени и его обращения могут быть разрешены в тонику следующим образом:

235

Септаккорд II ступени находится в таком же кварто-квинтовом соотношении с доминантой, как и доминанта с тоникой, поэтому II7 может также разрешаться и в различные виды консонирующей доминанты — подобно тому как доминантсептаккорд  разрешается  в тонику. Например:

236

             II7     D             II6/5   D       II4/3  D      II2   D6

Естественно, что в данном случае II7 разрешается автентическим способом.

Наконец, помимо указанных выше приемов разрешения в тонику (плагально) и доминанту (автентически), септаккорд II ступени может переходить в тоническое трезвучие не непосредственно, а через доминантсептаккорд и его обращения. В этом случае надо квинту и септиму II7 повести на ступень вниз соответственно в приму и терцию доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте. В результате образуется один из видов доминантсептаккорда — через одно обращение по сравнению с септаккордом II ступени, — который затем и разрешается в тонику по известным уже правилам.

Схематически это выглядит так*[Поскольку интервальная структура септаккорда II ступени в натуральном и гармоническом миноре и гармоническом и мелодическом мажоре совпадает со структурой малого вводного септаккорда (оба они являются малыми септаккордами с уменьшенной квинтой), то при изолированном звучании определить их функциональное значение на слух возможно только по разрешению.]:

II7     — D4/3 — (T)

II 4/3 — D2   — (T6)

II4/3  — D — (T)

II2    — D6/5 — (T).

237

                II7     D4/3    T           II6/5   D2     T6         II4/3(Г)  D7  T         II2(Г) D6/5  T

д) Другие способы разрешения диатонических септаккордов

Выше уже отмечалось, что в условиях диатоники любой септаккорд может быть разрешен как автентическим, так и плагальным способом, однако при этом рассматривались лишь основные варианты этих разрешений, соответствующие первичной функции данного септаккорда.

Поскольку они далеко не исчерпывают всех возможностей, ниже показаны дополнительные приемы разрешения на примере разрешения доминантсептаккорда, подобно которому могут разрешаться и другие септаккорды лада:

238   автентическое разрешение                      плагальное разрешение

          V7          I             V7      VI           V7       III6           V7        II           V7     IV6(Г)

Как видно из приведенных выше примеров, для основного варианта автентического разрешения доминантсептаккорда (как и любого другого септаккорда) характерным является не только ведение септимы на ступень вниз — в терцию тоники (или другого трезвучия, лежащего на кварту выше или квинту ниже данного септаккорда), но и скачок в басу на кварту вверх (или квинту вниз) от примы доминантсептаккорда к приме тоники, подчеркивающий их функциональную связь.

Точно так же для основного варианта плагального разрешения септаккорда V ступени типичным будет не только оставление септимы на месте, но и нисходящий скачок на кварту вниз — в приму трезвучия II ступени (или какого-либо другого, лежащего на кварту ниже или квинту выше данного септаккорда).

Таким образом любой септаккорд может быть разрешен в любое трезвучие лада, за исключением тех двух, которые входят в состав данного септаккорда.

§ 80. Соединение септаккордов

Как известно, все септаккорды лада находятся между собой в одном из трех интервальных соотношений: терцовом, кварто-квинтовом или секундовом.

При терцовом соотношении у септаккордов всегда имеются три общих звука, при кварто-квинтовом соотношении — два и при секундовом — один общий звук, что обеспечивает их гармоническое (то есть с оставлением общего звука на месте) соединение.

Переход из одного септаккорда в другой при терцовом их соотношении осуществляется по принципу перехода VII7 в D7, при кварто-квинтовом соотношении — по принципу перехода II7 в D7 (см. соответствующие разделы).

Иными словами, в любом случае если септиму данного септаккорда опустить на ступень вниз, оставив при этом остальные звуки на месте, то образуется следующий по порядку чередования обращений вид септаккорда, лежащего терцией ниже (или секстой выше).

Если опустить на ступень сразу два звука — квинту и септиму данного септаккорда, то получится соответствующий вид (через одно обращение) септаккорда, лежащего квартой выше (или квинтой ниже).

Что же касается септаккордов секундового соотношения, то между ними есть только один общий звук (септима вышележащего септаккорда будет примой септаккорда, находящегося секундой ниже), который и остается на месте, а остальные три голоса при разрешении идут на ступень вниз. При этом, однако, необходимо избегать движения параллельными квинтами, для чего первый из двух септаккордов берется, как правило, в таком расположении, чтобы терцовый тон находился выше септимы, а прима — выше квинты. В этом случае три верхних голоса движутся вниз поступенно параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами, как, например:

239  плохо:               хорошо:

        Т7       II2          Т7       II2         Т7       II2

При переходе же в другой септаккорд в результате смещения трех звуков данного септаккорда на ступень вниз образуется один из видов (через два обращения) септаккорда, лежащего секундой выше (или септимой ниже).

Используя описанные выше возможности различных сочетаний септаккордов друг с другом, можно образовать из них разнообразные секвенционные ряды, в любом случае обеспечивающие естественный, плавный подход к гармонии, непосредственно разрешающейся в тонику:

240

241

242

Впрочем, ряды сменяющихся септаккордов можно продолжать «до бесконечности» и в то же время (по желанию) варьировать их при этом, как, например:

243

§ 81. Разрешение квартовых септаккордов

Квартовые септаккорды применяются чаще в своем основном виде (то есть когда образующие их звуки расположены по квартам), и наиболее употребительным из них является малый квартсептаккорд. Как и всякий другой аккорд, он имеет свои обращения, но поскольку квартсептаккорд трехзвучен* [Иногда в нем удваивается (точнее, дублируется октавой выше) нижний тук, в результате чего возникает реальное четырехголосие, но трезвучная природа квартового септаккорда от этого не нарушается.], то обращений у него только два, о которых было сказано выше (см. стр. 155, пример 211). Здесь лишь отметим, что квартсептаккорд бывает разных модификаций (малый, большой с тритоном — ув. 4 — внизу или вверху), отчего и внутренняя структура их обращений будет соответственно меняться. Например:

244

               б. 7/4                б. 5/4                    б. 5/2

     

                б. 7/4                 б. 5/4                 б. 5/2

Малый квартсептаккорд в натуральном мажоре может быть построен на II, III, V, VI и VII ступенях, а в натуральном миноре — на I, II, IV, V и VII ступенях (то есть там, где встречаются малые септимы).

Большой квартсептаккорд с тритоном (ув. 4) внизу строится на IV ступени натурального мажора и VI ступени натурального минора, а большой квартсептаккорд с тритоном вверху строится на I ступени натурального мажора и III ступени натурального минора (то есть там, где находятся большие септимы).

Разрешение квартсептаккордов производится (как и обычно) на основе ладофункциональных связей и тяготений. Например:

245

               II7/4   T6       III7/4   T6     V7/4    T(-5)   V7/4   T6/4   VI7/4  T(-5)  VI7/4  T   VII7/4    T

246

     

Обращения квартсептаккорда используются значительно реже, а разрешаются по тем же принципам, что и основной вид (разумеется, с учетом конкретных условий)* [Предлагаемые разрешения квартовых септаккордов используются и в музыкальной литературе (см. пример 216). Однако, будучи характерными для современной музыки, квартсептаккорды могут иметь и иные («ненормативные») разрешения.]

§ 82. Разрешение нонаккордов

Нонаккорд является диссонирующей бифункциональной гармонией, только диссонантность его по сравнению с септаккордами усилена двумя новыми интервалами — ноной и еще одной септимой, образующейся во внутренней структуре аккорда.

Любой нонаккорд может быть взят как в полном (пятизвучном), так и в неполном (четырехзвучном) виде. В неполном нон-аккорде обычно отсутствует квинтовый тон — наименее яркий звук, ибо он не является определяющим для данной гармонии, — что в общем мало отражается на фонизме целого комплекса:

247

               D9         D9(-5)        II9        II9(-5)

Как и всякая неустойчивая гармония, нонаккорд стремится к своему разрешению. Простейшие варианты его разрешения сводятся к следующему:

1. Доминантнонаккорд (как и любой другой нонаккорд) может перейти в септаккорд той же ступени, на которой он сам построен, посредством внутрифункционального разрешения. Для этого звук ноны опускается на ступень вниз в приму доминантсептаккорда, л остальные звуки остаются на месте. В таком случае полный нонаккорд переходит в полный (и тоже пятизвучный — за счет удвоения примы) септаккорд, а неполный нонаккорд — в неполный же (без квинты) септаккорд:

248

                D9        D7             D9(-5)         D7(-5)

Полученный в результате септаккорд разрешается по уже известным правилам.

2. Нонаккорд может быть разрешен и непосредственно в трезвучие, лежащее чистой квартой выше (или квинтой ниже), подобно разрешению Dg — Т. В этом случае полный нонаккорд разрешается в полное трезвучие со следующим голосоведением: четыре верхних голоса движутся как и при разрешении вводного септаккорда, а бас идет скачком на квинту вниз (или кварту вверх) от примы нонаккорда к приме трезвучия:

249

                D9      T               II9      D

Таким образом, в трезвучии удваиваются и прима, и терция и образуется реальное пятиголосие.

Неполный нонаккорд разрешается с таким же голосоведением: септима и нона идут на ступень вниз, терция — на ступень вверх, а бас движется скачком на кварту вверх (или квинту вниз), но поскольку в неполном нонаккорде отсутствует квинтовый тон, то в трезвучии разрешения удваивается только лишь прима и оно будет изложено четырехголосно:

250

               D9(-5)         T            II9(-5)         D

Однако этим возможности разрешения нонаккордов не исчерпываются. В принципе любой нонаккорд может быть разрешен не только аутентическим, но и плагальным способом наподобие того, как это было показано выше в отношении септаккордов:

251 автентическое разрешение  плагальное разрешение

Что же касается более сложных аккордовых комплексов (ундецимаккордов и терцдецимаккордов), то при их разрешении следует руководствоваться правилами, изложенными выше по отношению к более простым диссонирующим гармониям, входящим в состав этих сложных аккордообразований. Например:

252

§ 83. Аккорды с заменными и добавочными тонами

Аккорды с заменными и добавочными тонами, усложняющими структуру и обостряющими звучание данного гармонического комплекса, встречаются уже в произведениях композиторов XIX века (например, Ф. Шопена); в современной же музыке они получают гораздо более широкое распространение и становятся довольно обычным явлением.

Заменным тоном называется звук, взятый вместо какого-либо аккордового тона (то есть не увеличивающий общее количество звуков в данной гармонии, но в то же время и не входящий в ее терцовую структуру). Как правило, замене подвергаются наименее яркие по своему фонизму звуки аккордов. Например, если в доминантсептаккорде вместо квинты взять секстовый тон, считая от основного звука, то получится доминантсептаккорд с секстой (D6/7):

254  [Moderato]                                                                                            Ф. Шопен. Баллада № 1

255  Tempo I                                                                                                 К. Дебюсси. Прелюдия

256  [Modere]                                                                                                            А. Скрябин. Соната № 6

Образованный таким образом новый вариант доминантовой гармонии звучит ярче и острее обычного доминантсептаккорда, потому что в нем возник еще один диссонанс — интервал секунды (или — в обращении — септимы) между секстовым и септовым тонами аккорда. В обозначении заменный тон показывается соответствующей ему арабской цифрой, выставляемой выше цифр, указывающих вид аккорда.

Наиболее употребительными заменными тонами являются секста вместо квинты (в доминантсептаккорде и нонаккорде) и кварта вместо терции (считая от основного звука) — во вводном септаккорде, также образующая дополнительный диссонанс, только на этот раз с квинтовым тоном вводного септаккорда:

257

               (ум.)VII7   (ум.)VII4/7      (ум.)VII7      (ум.)VII4/7

Собственно, в обоих случаях это будет одна и та же, а именно III ступень лада, имеющая в упомянутых аккордах разное значение.

Заменные тоны (секста или кварта) используются не только в основных видах аккордов, но также и в их обращениях:

258

              D6/56           D6/2         (ум.)VII44/3   (ум.)VII4/2

Исключение составляют лишь доминантовый терцквартаккорд (D4/3) и квинтсекстаккорд вводного септаккорда (VII6/5), первый из которых строится именно на квинтовом тоне и поэтому не может быть взят с секстой, а второй непременно должен иметь в басу терцовый звук, наличие которого исключает появление квартового тона в качестве его замены.

Для большей яркости и лучшего звучания заменные тоны берутся обычно в верхнем голосе и при более широком расположении звуков аккорда. Однако в принципе возможно их появление и в средних голосах, как, например, в доминантнонаккорде, который в данном случае (то есть с секстой) будет обязательно пятизвучным:

259   обычно:          возможно:

         D 6/9                D 6/9

При разрешении в тонику доминантсептаккорда c секстой и вводного септаккорда с квартой (а равно и их обращений) их заменные тоны могут вести себя свободно: либо идти так же, как обычно двигались бы заменяемые ими звуки аккорда, то есть в приму тоники (непосредственно или поступенно — через проходящий звук, переходя, таким образом, в обычный вид данного аккорда или его обращения), либо — в качестве общего звука — оставаться на месте, либо, наконец, идти на терцию вверх — в квинту тоники:

260

       D6/7         T                       D6/7         T       (T)        D6/5          T                D6/2          T6

   (ум.)VII4/7            T                      (ум.)VII4/7      T                    (ум.)VII4/3         T6

плагальное разр.

  (ум.)VII44/3         T               (ум.)VII4/2       T6/4         (ум.)VII4/2     T6/4            (ум.)VII4/2       T6/4

Другие септаккорды или нонаккорды с аналогичными заменными тонами также возможны, но используются значительно реже.

Добавочными тонами называются звуки, усложняющие данную гармонию за счет дополнительного введения и ее состав неаккордовых тонов, образующих новые и чаще всего диссонирующие сочетания с аккордовыми звуками. Добавочные тоны могут разрешаться, а могут оставаться и неразрешенными. Например, в джазовой музыке нередки случаи, когда пьеса оканчивается диссонирующей тоникой: с секстой (Т6), с ноной (Т9) или и той и другой вместе взятыми (Т6, 9). Достаточное количество примеров использования подобных гармоний можно также встретить и в музыке других стилей:

261

                  T6/9

262  ritenuto                                                                                                              К. Дебюсси. Пагоды

263  [Allegro molto sostenuto]                                                                    С. Прокофьев. Соната № 4, ч. I