СЕКВЕНЦИИ
создание документов онлайн
Документы и бланки онлайн

Обследовать

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка кино фото развлечения рыболовство
образование
психология
разное
художественная культура
экономика




















































СЕКВЕНЦИИ

музыка


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 753


дтхзйе дплхнеофщ

МАРИЯ МАКСАКОВА (1902–1974)
ФАУСТИНА БОРДОНИ-ХАССЕ (около 1695–1781)
НАДЕЖДА ОБУХОВА (1886–1961)
ЭЦИО ПИНЦА (1892–1957)
ИВ МОНТАН (1921–1991)
ЮССИ БЬЁРЛИНГ (1911–1960)
Великолепны десятки - гитару
ДЖОВАННИ МАРИО (1810–1883)
Представление музыкальной информации в Cubase SX
ЭЛТОН ДЖОН (1947)
 

СЕКВЕНЦИИ

§ 110. Определение. Строение секвенции

Секвенцией называется перемещение какого-либо мелодического или гармонического оборота в восходящем или нисходящем направлении по определенным интервалам (за исключением чистой октавы, когда образуется простое повторение данного оборота, только в другом регистре).

Мелодико-ритмический рисунок и гармоническая основа перемещаемого музыкального материала при этом в основном сохраняются, но всякий раз звучат или на других ступенях, или в других тональностях. В последнем случае секвенция близка транспозиции и при сохранении ладового наклонения, по сути дела, смыкается с ней.

Оборот, положенный в основу секвенционного перемещения, называется звеном или мотивом секвенции. Минимально он может состоять из двух разных по высоте звуков (в мелодической секвенции) или двух различных аккордов (в гармонической секвенции), но может быть и гораздо более развитым.

Протяженность секвенции в целом (то есть количество содержащихся в ней звеньев) во многом зависит как от внутренней структуры самого мотива, так и от темпа исполнения музыки: если звенья достаточно велики, а темп медленный — их будет меньше (три-четыре), если же звенья короткие, а темп быстрый — их может быть значительно больше. Секвенция может быть образована минимально из двух звеньев.



321  [Andante ( - 76)]                                                         П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV

322  [Allegro vivo]                                                                П. Чайковский. Симфония № 6, ч. I

Интервал, на который перемещается звено (мотив) секвенции, называется интервалом перемещения (или шагом секвенции). Он определяется соотношением между начальными звуками (аккордами) звеньев. Интервал перемещения может быть постоянным (для данной секвенции) или переменным (то есть изменяться в процессе развития секвенции). Например:

323  [Allegro]                                                                                     Л. Бетховен. Соната № 26, ч.I

324  [Allegro]                                                                                    Л. Бетховен. Соната № 6, ч. I

Обычно перемещение звеньев в секвенциях производится на узкие интервалы (секунду, терцию, кварту), так как перемещение их на широкие интервалы (например, квинту или сексту), что тоже встречается в музыке, будет восприниматься скорее как регистровое сопоставление, нежели собственно секвенция. Впрочем, иногда эффект такого сопоставления возникает и при перемещении на узкие интервалы, например на чистую кварту:

325  Molto allegro                                                                             Л. Бетховен. Соната № 12, ч. II

В данном случае это обусловлено тем, что секвентному перемещению подвергаются относительно крупные построения — предложения периода, являющиеся не простыми звеньями секвенции, а разделами формы.

В учебных занятиях исполнение заданной секвенции считается законченным тогда, когда она доходит до повторения первоначального звена октавой (двумя, тремя октавами) выше или ниже.

§ 111. Виды секвенций

По тональному признаку секвенции подразделяются на два вида:

1) тональные (или диатонические) и

2) модулирующие (последние имеют две разновидности — хроматические и транспонирующие).

Тональной называется секвенция, не выходящая за пределы данного лада. Перемещение в ней производится по разным ступеням одной и той же тональности. Поэтому при сохранении в целом общих контуров мелодико-ритмического рисунка или гармонических оборотов внутри звеньев, тоновая величина встречающихся в них одинаковых по наименованию интервалов (или, соответственно, интервальная структура аналогичных аккордов) то и дело меняется, что, однако, не нарушает целостности самой секвенции.

Модулирующей называется секвенция, в процессе развития которой все время происходят тональные сдвиги.

Перемещаемые звенья строятся на одних и тех же ступенях разных тональностей.



Различие между хроматической и транспонирующей разновидностями модулирующей секвенции состоит в том, что первая из них развивается по родственным тональностям (то есть по тональностям диатонического родства), во второй же непосредственно сопоставляются самые различные неродственные тональности, так как перемещение делается, как правило, на какой-либо неизменный интервал (например, по малым секундам или большим терциям и т. п. ).

При этом следует иметь в виду, что при перемещении по разновеликим терциям (например, б. 3 — м. 3 — б. 3 —м. 3 и т.д. ) или чистым квартам хроматическая секвенция может в итоге привести к далеким тональностям (по отношению к первоначальной), хотя между соседними звеньями все время будут сохраняться родственные тональные соотношения.

Поскольку среди родственных тональностей есть и мажорные, и минорные, то в хроматической секвенции необходимо делать поправки, соответствующие ладовому наклонению тех или иных звеньев. В транспонирующей же секвенции ладовое наклонение в звеньях не меняется и, следовательно, повторение первоначального мотива будет абсолютно точным, что, собственно, и определило само название этой разновидности модулирующей секвенции. В приведенных ниже примерах образцы секвенций даны в таком порядке: тональная (диатоническая) и две модулирующих — хроматическая и транспонирующая.

326  Rondo Andante                                                                         В. Моцарт. Соната № 18, финал

327  Scherzo Assai vivace                                                                Л. Бетховен. Соната № 29, ч. II

                               _B-dur____     __g-moll__    __Es-dur__

328  Lento assai         H. P. -Корсаков. Оп. «Кащей бессмертный», к. 3, Колыбельная царевны

по м.3 верх   ___________cis- dur____________   ____ E-dur____

                    ________________    _______________G-dur____________

§ 112. Значение секвенций

Секвенции являются одним из самых ярких средств развития музыкального материала и широко используются композиторами, особенно в разделах разработочного характера, для нагнетания (или, наоборот, спада) напряжения, подхода к кульминации и т.д. Само направление секвентного движения имеет существенное значение. Так, восходящие секвенции нередко сопровождаются также усилением звучности, убыстрением темпа и приводят к значительному возрастанию напряжения музыки. Напротив, для нисходящих секвенций более характерно уменьшение динамики, снижение общего уровня напряжения. Впрочем, иногда бывает и наоборот.

Встречаются еще (хотя и значительно реже) так называемые сложные секвенции, то есть такие, в которых каждое из звеньев уже само по себе является небольшой секвенцией:

329  Andante non tanto                                                        П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV