Профессиональные модели
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка кино фото развлечения рыболовство
образование
психология
разное
художественная культура
экономика




















































Профессиональные модели

кино фото


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 1618


ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Алиса Милано (Alyssa Milano)
Рисунки Julian Beever
Оптическая подсистема
Экипировка фотографа
Студийные камеры
Что скрывается за громкими именами в описаниях фотоаппаратов - А мне оно надо?
Что делать с отснятыми кадрами
 

Профессиональные модели

Общие черты

В данной главе будут рассматриваться профессиональные камеры ≈ техника дорогая и менее распространённая, чем любительские модели. В то же время если проводить аналогию с автомобилями, то практически все конструктивные находки опробовались вначале на ╚болидах╩ ╚Ф 252b13fc ормулы-1╩ и лишь затем применялись в массовом производстве. Так же и в случае с профессиональными камерами ≈ после того как новые идеи ╚приживались╩ на профессиональных моделях, производители внедряли их в любительскую технику.

В главе, посвящённой оптической подсистеме, мы коснулись определения зеркальной камеры (SLR-камеры), то есть фотоаппарата, который позволяет пользователю визуально контролировать кадрирование, фокус и глубину резкости. Эти возможности предопределили интерес профессиональных фотографов к данной технике еще в конце 50-х годов, когда плёночные зеркальные камеры только-только появились.

Развитие электроники позволило оснастить фотоаппараты данного типа разнообразными датчиками как для автоматической фокусировки, так и для расчёта экспозиции. Кроме того, повсеместно стали использоваться микропроцессоры, вычисляющие оптимальный режим съёмки в сложных условиях. Современные репортажные ╚зеркалки╩ обладают настолько высоким ╚уровнем интеллекта╩, что для съёмки необходимо лишь вставить плёнку и нажать кнопку затвора. Этим они напоминают простейшие компакт-камеры, но только этим ≈ качество кадров, получаемых с помощью SLR-камеры, несравненно выше. Неудивительно, что когда встал вопрос о создании полевых цифровых фотоаппаратов, техники дорогой и требующей высококлассной оптики, ╚умной╩ электроники и надёжной механики, в качестве прототипов были избраны именно зеркальные аппараты.



Рис. 7.1. Основные компоненты зеркальной камеры

Примечание: Пентапризма ≈ пятиугольная (от латинского penta ≈ пять) в сечении призма, преломляющая отражённое от зеркала фотоаппарата изображение таким образом, что ось видоискателя параллельна оси объектива. Впервые это оптическое устройство появилось в фотоаппаратах фирмы Asahi Optical. Большая популярность камер, оснащённых пентапризмой, привела к переименованию фотографического оборудования компании в Pentax.

Несмотря на относительную простоту схемы с полупрозрачной призмой, делящей световой поток на две части (по направлению в видоискатель и на ЭОП), широкого распространения она не получила. Исторически раньше появилась система с ╚прыгающим╩ зеркалом, и в многочисленных поколениях камер она была доведена до совершенства. При этом, несмотря на большую механическую сложность и громоздкость всего узла, уборка зеркала в момент съёмки исключает ослабление светового потока, падающего на ЭОП.

Примечание: Байонет ≈ крепёжный узел, позволяющий быстро и без усилий (от французского baionnette ≈ штык) подсоединить объектив к фотоаппарату. Представляет собой кольцо с пазами на корпусе камеры и кольцо с соответствующими выступами на оптике. В отличие от резьбового соединения, требующего относительно большого количества оборотов для уверенного крепления, байонет достаточно повернуть на небольшой угол для надёжной фиксации. Для защиты от случайной расстыковки камера, как правило, снабжена защёлкой. Подпружиненные штырьки, расположенные на объективе, упираются в ответные контакты фотоаппарата и служат для обмена данными между ними.

Именно наличие байонетного разъёма для сменной оптики является отличительной чертой профессиональных цифровых фотоаппаратов, обладающих широким ассортиментом объективов для разнообразной работы ≈ от макросъёмки до длиннофокусного фотографирования. При этом пользователь со стажем может использовать весь свой оптический арсенал плёночной техники, разумеется, если он совместим с приобретаемой цифровой камерой.

Совместимость определяется, как уже было сказано, базовой моделью. Несмотря на то, что многие производители ╚зеркалок╩ анонсировали свои разработки в области профессиональной цифровой фототехники, на данный момент основой для камер такого класса чаще всего служат фотоаппараты Canon и Nikon.

При выборе профессиональной камеры следует помнить о том, что в большинстве случаев размер кадра 35-мм плёнки больше размера матрицы ЭОП. Это приводит к тому, что часть изображения, формируемая объективом, оказывается в буквальном смысле слова ╚за кадром╩.

Это приводит к сдвигу характеристик объектива в ╚длиннофокусную╩ область. Поэтому при выборе оптики следует учитывать коэффициент увеличения фокусного расстояния ≈ как правило, он составляет около 1,5. Например, при установке вариообъектива 28-70 мм его рабочий диапазон составит 42-105 мм.

У этого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. Среди минусов ≈ сложность работ, требующих большого угла охвата и, соответственно, короткофокусных объективов.

Поскольку оптика с фокусным расстоянием 18 мм и менее стоит очень дорого, широкоугольную (не больше 27 мм) съёмку профессиональной камерой нельзя назвать дешёвым удовольствием.

С другой стороны, телеобъективы стоят тоже очень дорого, кроме того, чем ╚длиннее╩ фокус, тем меньше относительное отверстие. В то же время недорогой 200-мм объектив с f/4,5 в нашем случае превращается в 300-мм. Кроме того, у 300-мм объектива диафрагма, как правило, ≈ f/5,6, в нашем же случае она остается неизменной ≈ f/4,5.

Следует также помнить, что любой объектив в той или иной степени страдаёт от кривизны поля, эффект от которой выражен размытостью снимка по краям. При использовании ЭОП с площадью меньшей, чем у кадра 35-мм плёнки, наиболее искаженная часть формируемого объективом изображения не попадет на сенсор.

В общем, если учесть общую стоимость оборудования данного класса, расходы па хороший объектив нельзя назвать чрезмерными, кроме того, время жизни этого устройства при правильной эксплуатации достаточно долгое.

В ранних моделях для перевоплощения плёночной ╚зеркалки╩ в цифровую камеру достаточно было лишь удалить заднюю стенку базового фотоаппарата и установить дополнительный отсек с ЭОП и блоком хранения информации. При разработке современных образцов проводятся довольно глубокие изменения в конструкции фотоаппарата, поэтому происходит не столько переделка готового изделия, сколько создание новой модели. Разумеется, сохраняется байонет базовой камеры, видоискатель и основные управляющие органы. При этом появляются кнопки, используемые ╚цифровой╩ частью камеры, ≈ такие как баланс белого и чувствительность по ISO. Кроме них камера, как правило, снабжается ЖК-дисплеем, интерфейсами ввода-вывода и отсеком для сменных модулей памяти. Все современные плёночные ╚зеркалки╩ насыщены электроникой и поэтому имеют батарейный отсек, тем не менее добавляемое оборудование требует дополнительного питания. Вот, в очень общих чертах, процесс создания цифровой ╚байонетной╩ камеры.

Основные производители

Kodak

Любой профессиональный фотограф при упоминании о ╚зеркалках╩ от Kodak лишь недоуменно пожмет плечами.

Примечание: Kodak ≈ торговая марка плёнки и фотоаппаратов компании Eastman Kodak. Широкую известность приобрела в связи с распространением сети пунктов проявки и печати, известных под названием ╚минилаб╩. Разработала ряд стандартов на фото- и киноплёнку.

В общем-то, он будет прав ≈ в ╚Большую Пятерку Производителей Фотоаппаратов╩, состоящую из Nikon, Canon, Minolta, Olympus и Pentax (продукция Asahi Optical), фирма Kodak никогда не входила. Однако она одной из первой стала разрабатывать устройства для электронной регистрации изображения ≈ ПЗС-матрицы. А в качестве базовых аппаратов было решено использовать камеры извечно конкурирующих между собой Canon и Nikon.

Первая полевая цифровая камера Kodak называлась DCS-100 (Digital Camera System) и была создана в далеком 1991 году на базе Nikon F3, одной из лучших профессиональных моделей того времени. При разрешении 1280в1024 количество зелёных элементов составляло 75%, красных и синих, расположенных вертикальными полосками ≈ по 12,5%. Благодаря этому удалось добиться высокой чувствительности (ISO 800), однако при этом возникли проблемы с расчётом цвета вертикальных линий объектов. Размеры сенсора были 20,5в16,4 мм, поэтому коэффициент фокусного расстояния составлял 1,8. Для сохранения кадров использовалось громоздкое устройство DSU (Digital Storage Unit), весившее 5 кг, связанное кабелем с камерой и имевшее ёмкость 200 Мбайт. Для просмотра отснятых кадров данный агрегат снабжался монохромным ЖК-дисплеем, правда, с относительно большой диагональю в 10 см.

В 1992 году появилась камера DCS-200, она также базировалась на фотоаппарате Nikon ≈ полупрофессиональной модели F801. Матрица имела большее разрешение (1524в1012) и меньшие физические габариты (14в9,3 мм), а коэффициент увеличения фокусного расстояния составил 2,5 ≈ для широкоугольной съёмки DCS-200 была, скажем так, мало приспособлена. ╚Раскраска╩ сенсора была традиционной (50% зелёных пиксел и по 25% синих и красных), что позволило снимать объекты любой формы, однако чувствительность могла достигать только ISO 400. Информация сохранялась на компактном жёстком диске ёмкостью 80 Мбайт, который располагался в блоке, прикрепленном к нижней панели камеры.

DCS-420, созданная в 1994 году, использовала такую же, как и DCS-200, матрицу, но базой для нее послужил Nikon F90. Данные хранились на сменном жёстком диске формата PCMCIA тип III ≈ аналогичные применяются в портативных компьютерах. Батарейные отсеки камеры и цифрового блока были объединены. Годом позднее появилась шестимегапиксельная DCS-460 (3020в2036) с коэффициентом фокусного расстояния 1,28.

Поскольку по популярности фототехника Canon не уступает, а в некоторых случаях и превосходит продукцию Nikon, Kodak решила ╚приобщить╩ к цифровой технологии многочисленных энтузиастов этой фирмы. В 1994-1995 годах на базе профессиональной ╚зеркалки╩ EOS-IN были созданы три новых камеры KodakEOS DCS-1, EOS DCS-3 и EOS DCS-5. Разрешение EOS DCS-1 составляло 3060в2036, EOS DCS-3 ≈ 1268в1012, EOS DCS-5 ≈ 1524в1012, коэффициент фокусного расстояния был 1,3, 1,5 и 2,6 соответственно. Отличительной особенностью модели EOS DCS-3 стала чрезвычайно высокая чувствительность ≈ вплоть до ISO 1600. Эти камеры выпускались также с логотипом Canon.

В 1998-1999 годах появились четыре модели, две из которых (DCS-520 и DCS-560) были основаны на Canon EOS-IN, а две другие (DCS-620 и DCS-660) изготавливались на базе новой ╚топ╩-модели Nikon F5. При этом ╚двадцатки╩ оснащались матрицей с разрешением 1758в1152 и коэффициентом фокусного расстояния 1,5. Разрешение сенсоров ╚шестидесяток╩ составляло 3072в2048, а коэффициент фокусного расстояния ≈ 1,3. Несмотря на мало впечатляющее разрешение, DCS-520 и 620 пользовались устойчивым спросом за счёт высоких чувствительности (ISO 1600) и ╚скорострельности╩ (серия из 12 кадров со скоростью 3,5 кадра в секунду). DCS-520 и 560 с логотипом Canon именовались EOS D2000 и D3000.

В тот же период Kodak совершила попытку ╚демократизации╩ цен. Новый стандарт плёночной фотографии, APS (Advanced Photo System), использовал уменьшенную по сравнению с 35-мм плёнкой площадь кадра, 30,2в16,7 мм против 35в23,3 мм. Таким образом, подобрав в качестве базы высококлассную ╚зеркалку╩ стандарта APS, можно было использовать сенсоры меньших габаритов (и стоимости). При этом коэффициент фокусного расстояния должен был оставаться в приемлемом диапазоне.

Наиболее подходящим для этой цели фотоаппаратом, по мнению Kodak, являлся Nikon Pronea 6i. На его базе в 1998 году были разработаны DCS-315 с разрешением 1520в1008 и DCS-330 с разрешением 2008в1504. Вследствие использования малогабаритных ПЗС-матриц коэффициент увеличения фокусного расстояния был довольно велик (2,6 у DCS-315 и 1,9 у DCS-330), поэтому ╚APS-направление╩ не получило развития.

А вот ПЗС-матрица камеры DCS-620 в 2000 году подверглась модернизации ≈ она стала изготавливаться по технологии BluePlus, в результате чувствительность достигала ISO 6400. Улучшенная модель именовалась DCS-620x, в 2001 году ёе снова подвергли обновлению (ввели TTL-расчёт баланса белого) и назвали DCS-720x.

Примерно тот же процесс происходил и с DCS-660. В начале 2001 года появился фотоаппарат DCS-760, оснащённый сенсором BluePlus с увеличенной вдвое (ISO 400) чувствительностью и TTL-расчётом баланса белого. А в конце того же года появилась чёрно-белая модификация DCS-760M.

В 2002 году Kodak анонсировала новую модель ╚зеркалки╩, DCS-14п, разрешение которой составляет 4536в3024, то есть 14 мегапиксел. Размер нового сенсора, выполненного по КМОП-тех-нологии, полностью совпадаёт с габаритами кадра 35-мм плёнки, поэтому про коэффициент фокусного расстояния можно забыть. Чувствительность составляет ISO 640. DCS-14n представляет собой не просто ╚крышку с матрицей╩ для стандартного Nikon F5, а полностью новый корпус, разработанный инженерами Kodak на базе F80 с элементами конструкции F5. Благодаря этому новая камера выглядит не таким уродливым кирпичом, как предыдущие модели серии DCS. Обеспечивается совместимость со всей оптикой Nikon, рассчитанной на байонет F, а также со вспышками Nikon SpeedLight SB-80DX/28DX/50DX.

Nikon

Как уже было упомянуто, первые цифровые фотоаппараты компания Kodak разработала в сотрудничестве с Nikon.

Примечание: Nikon ≈торговая марка фотоаппаратов, выпускаемых фирмой Nippon Kogaku. Фирма основана в 1917 году, известна также объективами, выпускаемыми под торговой маркой Nikkor. В данный момент Nikon входит в состав концерна Mitsubishi.

Однако в 1995 году, после появления серии Kodak EOS DCS, базировавшейся на фотоаппаратах Canon, фирма Nikon решила самостоятельно создать цифровую фотокамеру. Для этого потребовался партнёр с опытом производства ПЗС-матриц, им стала корпорация Fuji.

Несмотря на приличное разрешение (1280в1000), размер матриц Fuji не превышал 6,6в8,8 мм и использовать их в обычной ╚зеркалке╩ было просто невозможно. Поэтому Nikon, подключив весь свой научно-технический потенциал, разработала систему ROS (Reduction Optical System). Она представляла собой сочетание линз, на вход которых поступала ╚картинка╩ с объектива, рассчитанного на кадр 35-мм плёнки. На выходе из системы ROS изображение уменьшалось до размера ПЗС-матрицы.

При использовании системы оптического масштабирования (примерно так переводится с английского ROS) фокусное расстояние, указанное на объективе, полностью соответствовало реальному значению. Кроме того, благодаря высокой концентрации светового потока чувствительность достигала ISO 800-1600. Имелись и недостатки, в частности, нельзя было использовать короткофокусные объективы (те, что меньше 28 мм), а эффективная диафрагма не превышала f/6,7.




Корпус нового фотоаппарата, хотя и имел в своей основе модель Nikon F4, из-за дополнительной оптики ROS сильно вырос ╚в глубину╩ и представлял собой практически новую конструкцию. Всего в 1995-96 годах было выпущено четыре модификации ≈ Nikon E2/E2s и E2N/E2Ns (Fujifilm DS-505/DS-515 и DS-505A/DS-515A). Между собой они отличались объёмом буферной памяти и максимальной чувствительностью (ISO 3200 у последних моделей). В 1998 году появились модернизированные версии E3/E3s (Fujifilm DS-560/DS-565), в которых эффективная диафрагма достигала f/4,8. Впрочем, данная схема оказалась тупиковой и дальнейшего применения не имела.

В итоге в 1999 году появился Nikon D1, базой для которого послужил Nikon F100 (аппарат, кстати, ╚ниже рангом╩, чем F5). ПЗС-матрица с разрешением 2000в1312 обладала чувствительностью до ISO 1600, а ёе довольно крупные (23,7в15,6 мм) габариты обусловливали вполне приемлемый коэффициент фокусного расстояния 1,5. Уступая серии Kodak DCS по основным характеристикам, D1 превосходил ёе по доступности, так как стоил дешевле. Имелась и техническая ╚изюминка╩ ≈ высокая (до 4,5 кадров в секунду) ╚скорострельность╩.

В 2001 году были выпущены модернизированные версии этой камеры. D1X оснащалась матрицей из 4028в1324 точек, а соотношение вертикального и горизонтального разрешений было нестандартным ≈ 3в1. Однако физический размер матрицы не изменился и коэффициент фокусного расстояния остался прежним ≈ 1,5. Дело в том, что пикселы были прямоугольной формы и в два раза уже, а поскольку количество строк ЭОП не увеличилось, интервал считывания кадра допускал съёмку со скоростью 3 кадра в секунду. Но вследствие прямоугольной формы элементов матрицы изображение оказывалось сильно растянутым по горизонтали, из-за чего после интерполяции по вертикали разрешение составляло 3008в1960. D1H отличалась от предшественницы лишь повышенной (до 5 кадров в секунду) ╚скорострельностью╩.

В начале 2002 года появилась D100, основанная на недорогой ╚зеркалке╩ F80. В ней использовалась ПЗС-матрица Sony с разрешением 3008в2000, коэффициент фокусного расстояния которой составил 1,5, а чувствительность достигала ISO 1600. Благодаря низкой цене базовой модели и традиционно дешёвой матрице удалось добиться довольно ╚демократической╩ цены.

Рис. 7.7. Nikon D1H (разрешение 2000X1312, коэффициент фокусного расстояния 1,5)

Кроме того, Nikon анонсировала новую серию объективов DX Nikkor. Они формируют изображение уменьшенной площади, оптимизированное для цифровых ╚зеркалок╩, коэффициент фокусного расстояния которых 1,5 и выше. При этом широкоугольный объектив DX 18-35 мм легче и компактнее обычного, а самое главное ≈ стоит дешевле.

Fuji

После Nikon к разработке цифровой камеры приступила и Fuji.

Примечание: Fuji ≈ как и у компании Kodak, наиболее известна плёнка FujiFilm. Помимо этого широкое распространение получили объективы Fujinon и среднеформатные фотоаппараты.

В качестве базовой модели была избрана недорогая камера Nikon F60. ПЗС-матрица Fuji, выполненная по технологии SuperCCD, согласно рекламным проспектам обеспечивала ╚шестимегапиксельное качество╩, хотя реальное разрешение составляло 2304в1536. Коэффициент фокусного расстояния FinePix SI (так называлась новая камера) составлял 1,5, а максимальная чувствительность ≈ ISO 1600. Камера была совместима с оптикой Nikkor, за исключением серий AF-D, AF-G и AF-S.

Зато эти объективы ╚понимала╩ появившаяся в начале 2002 года Fuji FinePix S2, так как ёе основой был Nikon F80. За исключением разрешения (реально 3024в2016 при декларируемом ╚две-надцатимегапиксельном качестве╩ SuperCCD), все остальные характеристики остались прежними.

Canon

╚Зеркалки╩ Kodak EOS DCS пользовались большим спросом. Поэтому, следуя примеру Nikon, в 2000 году инженеры Canon решили создать цифровой аппарат самостоятельно. Название новой модели, EOS D30, не зря содержало ссылку на знаменитую серию ≈ она разрабатывалась на базе популярной полупрофессиональной камеры EOS-50E.

Примечание: Canon ≈ компания основана в 1933 году. Помимо фототехники выпускает широкий ассортимент копировальной техники, принтеров и прочего оборудования.

Отличительной особенностью нового аппарата было использование в качестве ЭОП КМОП-матрицы. Обычно у таких сенсоров слабая чувствительность и высокий уровень электронного шума, но за счёт относительно большого физического размера (15,1в22,7 мм) и технологии ╚активных пиксел╩ Canon удалось значительно уменьшить уровень электронного шума и даже усилить сигнал при увеличении чувствительности вплоть до ISO 1600. При разрешении 2160в1440 коэффициент фокусного расстояния составлял 1,6.

Однако для профессиональных пользователей требовалась камера с более высокими характеристиками. Ею стала EOS-ID, разработанная в 2001 году на базе ╚топ╩-модели EOS-IV. В отличие от D30 новый фотоаппарат был оснащён не КМОП-сенсором, а ПЗС-матрицей с разрешением 2496в1662 и коэффициентом фокусного расстояния 1,3. Максимальная чувствительность составляла ISO 3200, минимальная выдержка ≈ 1/16000 секунды, а ╚скорострельность╩ достигала 8 кадров в секунду.

EOS D30 получила развитие в начале 2002 года ≈ это модель D60. Ёе сенсор тоже был выполнен по КМОП-технологии и имел такие же габариты, но разрешение было вдвое выше (3072в2048), а вот чувствительность несколько ослабла (ISO 1000).

Рис. 7.8. Canon EOS D60 (разрешение 3072Г2048, коэффициент фокусного расстояния 1,6)

В конце того же года была модернизирована EOS-ID. Новая камера, EOS-lDs, оборудовалась не ПЗС-матрицей, а одиннадцатимегапиксельным (4064в2704) КМОП-сенсором. При этом габариты ЭОП полностью совпадали с кадром 35-мм плёнки, благодаря чему коэффициентом фокусного расстояния (он был равен 1) можно было пренебречь. Правда, по прочим характеристикам EOS-1 Ds уступала предшественнице. Максимальная чувствительность составляла ISO 1250, минимальная выдержка ≈ 1/8000 секунды, а скорость непрерывной съёмки не превышала трёх кадров в секунду.

Contax

Фотоаппараты Contax стали чем-то вроде легенды. Причиной тому имя ╚Carl Zeiss╩, красующееся на объективах этих камер.

Примечание: Contax ≈ до 1970 года эта торговая марка фотоаппаратов обозначала продукцию Carl Zeiss, точнее, ёе филиала Zeiss Ikon Works. Затем, решив сосредоточить все усилия на производстве оптики, Carl Zeiss перепоручила создание фотоаппаратов Contax японской компании Yashica, при этом оставив за собой производство объективов как для камер Contax, так и для продукции Yashica. Первая совместная модель, ╚зеркалка╩ высшего класса Contax RTS, вышла на рынок в 1975 году. Изданный момент Contax и Yashica входят в состав концерна Kyocera Optics.

Неудивительно, что для стойких почитателей данной техники был задуман настоящий подарок, имя которому ≈ Contax N Digital.

Базой для этой камеры послужила последняя разработка в области 35-мм техники, Contax N1. Объективы Carl Zeiss обеспечивают высочайшее качество ╚картинки╩, а шестимегапиксельная (3040в2008) матрица Philips по своим габаритам совпадаёт с размером кадра 35-мм плёнки, что позволяет полностью раскрыть возможности оптики (коэффициент фокусного расстояния равен 1). При максимальной чувствительности ISO 1600 минимальное значение составляет ISO 25, благодаря этому при ярком освещении можно получать кадры без малейших следов теплового шума.

Sigma

Недорогие и надёжные 35-мм ╚зеркалки╩ фирмы Sigma пользуются заслуженной популярностью.

Примечание: Sigma ≈ организованная в 1961 году, эта японская корпорация в основном специализируется на производстве объективов для камер Canon, Nikon, Minolta и Pentax. Имеет собственное производство оптического стекла SLD с минимальным уровнем рассеивания (Special Low Dispertion). Кроме того, с 1993 года фирмой выпускаются ╚зеркалки╩ собственной конструкции с байонетом Sigma, а также фотовспышки.

Скорее всего, именно сочетание невысокой цены и хорошего качества повлияли на решение разработчиков Foveon, когда они выбрали фотоаппарат Sigma SA-9 в качестве базы для создания цифровой камеры нового поколения.

Можно ли считать Sigma SD9 камерой будущего? Такое громкое определение не случайно. Несмотря на довольно скромное по меркам 2002 года разрешение ≈ 2268в1512, Sigma SD9 вызвала интерес, сравнимый со вниманием к самым первым образцам цифровых камер.

Сенсором нового фотоаппарата была трёхслойная КМОП-матрица Foveon F7-35X3-A25B серии ХЗ, способная регистрировать полный цветовой диапазон в каждом пикселе. Как было описано в главе ╚Электронно-оптические преобразователи╩, многослойные матрицы, к которым относится Foveon ХЗ, определяют цвет в каждом из своих элементов за счёт разной глубины проникновения в кремний света с разной длиной волны.

Следует отметить, что, несмотря на все дифирамбы в адрес новой технологии, Sigma SD9 подтвердила все скептические комментарии по поводу ╚слоёных матриц╩.

Потенциальные ямы каждого из слоев пиксела обладают крайне невысокой ёмкостью и быстро ╚переполняются╩. Поэтому ярко освещённые объекты кадра превращаются в серые пятна. Это усугубляется тем, что антиблюминговые средства Foveon ХЗ весьма неэффективны, и при выдержках ╚длиннее╩ 1/15 серые пятна начинают расползаться вширь.

Еще одним неприятным сюрпризом явились хроматические аберрации, особенно сильно проявляющиеся при съёмке с полностью открытой диафрагмой, когда попадающие под большим углом фотоны попадают в ╚чужой╩ слой и искажают цветопередачу кадра.

Некоторые выводы

Рассматривая современные профессиональные камеры, можно сделать несколько выводов.

Прежнее деление моделей на ╚скорострельные╩ и ╚многомегапиксельные╩, как у Kodak x20/x60 и Nikon D1H/DIX, становится всё менее актуальным. На данный момент деление происходит по классу базовой камеры. Например, к камерам высшего класса можно отнести Kodak DCS-760, Nikon D1X и Canon EOS1-D. Модели среднего класса, Canon EOS D30/D60, Fuji FinePix S1/S2, а также Nikon D-100, при чуть менее впечатляющих характеристиках более доступны по цене.

Несмотря на то, что новые любительские камеры продолжают ╚наступать на пятки╩ классическим ╚зеркалкам╩ по всем параметрам, скорого ╚обвала цен╩ на профессиональную технику ожидать не приходится. Точно так же вряд ли стоит надеяться на уход ╚зеркалок╩ с рынка. Тому причиной несколько обстоятельств.

Практически для любых задач можно подобрать необходимый объектив ≈ либо высококачественный и дорогой, либо попроще и подешевле. Опять-таки, на фоне высокой стоимости высококлассной оптики цена даже цифровой ╚коробки╩ уже не кажется ╚заоблачной╩.

Разрешение матриц продолжает расти, а вот разрешающей способности оптики любительских камер в некоторых случаях уже не хватает. А у зеркальных камер по этому параметру определённый резерв есть даже у недорогих объективов.

Кроме того, с определённого момента рост разрешения неизбежно будет связан с увеличением линейных размеров сенсоров. А ведь большинство ПЗС-матриц до сих пор не ╚доросло╩ до размеров кадра 35-мм плёнки кадра, то есть имеется довольно значительный резерв по габаритам ЭОП. Кроме того, разработчики КМОП-матриц кровно заинтересованы в повышении спроса на сенсоры больших габаритов, ведь у КМОП-матриц с увеличением размеров растёт и процент светочувствительной площади ЭОП.

Наконец, немаловажным является эргономический фактор. Разработчики любительской техники в своем стремлении миниатюризировать камеры доходят порой до абсурда. Насколько удобно будет взрослому мужчине с крупными руками фотографировать аппаратом величиной с колоду карт? А вот дизайн ╚зеркалок╩ совершенствовался десятилетиями. И пользователь, подержавший ладно сидящий в руке Canon EOS, уже по-другому будет относиться к угловатому Canon PowerShot.